Новое учебное и просветительское издание задумано для того, чтобы поддержать начавшийся в 2001 году процесс компьютеризации российских школ и перехода отечественного образования на цифровые и телекоммуникационные технологии.

В первую очередь «Школьная Компьютерра» поможет педагогам и ученикам разобраться в современных информационных технологиях, найти полезное применение компьютерному оборудованию в своем классе, в школьной лаборатории, дома.

Когда Ахиллес догонит Черепаху?

Я листаю первые выпуски «Школьной Компьютерры»... Меня, человека далекого от информационных и телекоммуникационных технологий, но ежедневно использующего их в своей профессиональной деятельности и в обиходе, в них привлекает масса полезных материалов. Так, о лучших энциклопедиях в интернете и на дисках я узнаю из рубрики «Полезный компьютер». Оказывается, все 32 тома самой, пожалуй, известной в мире энциклопедии «Британика» - а это 500 страниц каждый, 12 тысяч чертежей, иллюстраций и карт - уместились на четырех компакт-дисках.

Благодаря «Школьной Компьютерре» вышла я и на уникальный сайт - сборник энциклопедической литературы. Здесь имеется классический энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля... Заинтересовались? Еще бы! Ведь чтобы написать реферат или подготовиться к докладу, совсем не обязательно идти в библиотеку - она у тебя под боком!

Мое внимание привлекли темы «Как устроен компьютер», «Операционные системы», «Устройство интернета»: они раскрываются наглядно и красочно - в виде плакатов.

Кстати, в каждом выпуске «Школьной Компьютерры» центральный разворот выполнен в виде красочного плаката. Его размер (А3) позволяет работать с ним как с наглядным учебным пособием.

На досуге я с удовольствием почитала о парадоксах Зенона, древнегреческого философа. В статье «Когда Ахиллес догонит Черепаху?» разобрано одно из самых трудных понятий математики - бесконечность. Вообще в постоянной рубрике «Наука» много такого, что поражает воображение и дает прекрасный материал для работы ума.

Обогатившись духовно, в награду от издателей я получила... «Булку с изюмом». Да, именно так называется последняя страничка «Школьной Компьютерры». Здесь тонкий юмор, головоломки, задачки... Вот так, рассказывая о сложнейших вещах просто, доступно и в увлекательной форме, авторы газеты осуществляют свою идею популяризации знаний об информационных технологиях. Все материалы готовятся для детей, но так, чтобы мог ими воспользоваться и учитель - таков принцип создания газеты.

Вначале было поручение...

Началось все с того, что в 2001 году по поручению Президента России Владимира Путина во все сельские школы страны через программу «Дети России» была осуществлена поставка компьютерного оборудования и программного обеспечения. Подобную программу, как известно, затем начали реализовывать в городских и поселковых школах.

Опыт последних лет показал, что даже самая современная техника, поставляемая в школы, не везде оказывается востребована. Преподаватели и школьники плохо представляют, как можно использовать компьютеры в повседневной практике. А те издания, что пишут про компьютеры и технологии, направлены в основном на знающих и компетентных людей. Как заметил министр образования России Владимир Филиппов, «не только большинству школьников, но и учителям информатики сложно разобраться в статьях специализированных изданий...». Все это снижает эффективность поставок и использования компьютерного оборудования.

- Поставляя технику в сельские школы, мы прекрасно понимали, что компьютеры играют роль затравки. Это еще не полноценное оборудование, которое сразу же можно пускать в образовательный процесс, - говорит исполнительный директор программы «Дети России» Ирина Кузнецова. - Первое, что нам нужно было сделать, - подготовить как можно больше учителей-предметников к работе с компьютерами, прививать педагогам навыки пользователей. Второе - мы должны научить наших учителей применять те ресурсы, которыми богат компьютер, в первую очередь интернет. И третье - необходимо повысить мотивацию для работы и учебы с применением новейших технологий как у учителей, так и у учеников.

Однако каким бы трудоемким ни было это дело - менять психологию людей в отношении информационных технологий, есть весьма интересные и эффективные методы решения данной проблемы! Один из них - информационное просвещение с помощью периодического издания.

Эту идею обсуждали почти два года, и в 2002 году был проведен открытый конкурс на исполнение проекта по изданию школьной компьютерной газеты. Как раз была принята Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.), и конкурс хорошо в нее «вписался». Выиграл его Издательский дом «Компьютерра». Он выпускает множество газет и журналов, которые улавливают и доносят до своей читательской аудитории все изменения в мире цифровых и телекоммуникационных технологий.

- Непосредственно для школ мы не работали, но «Компьютерра» много внимания уделяла проблемам, интересующим молодежь, в том числе и образованию, - говорит заместитель главного редактора еженедельника «Компьютерра» и координатор проекта «Школьная Компьютерра» Михаил Брауде-Золотарев.

Еще на этапе проведения конкурса руководители дирекции программы «Дети России» и Минобразования, вошедшие впоследствии в состав редколлегии, определили направленность газеты, основные рубрики, их примерный объем и содержание. Сотрудники ИД «Компьютерра» подчеркивают, что текущий выпуск газеты идет без излишнего вмешательства и давления со стороны министерства.

- Даже не всегда с нами соглашаясь, нам как профессионалам доверяют, - утверждает Михаил.

Будущее проекта

В планах редакции увеличение объема газеты до 24 полос, охват всех российских школ, доставка по 3-5 экземпляров на каждое образовательное учреждение. Руководители проекта хотели бы сделать вкладку для учителей-предметников. Но для этого, совершенно очевидно, нужно дополнительное финансирование. На становление школьной компьютерной газеты министерством было выделено 5,8 млн. рублей, однако этого недостаточно для охвата всех российских школ. И только благодаря тому, что проект осуществляется на условиях софинансирования со стороны Издательского дома, свежие номера «Школьной Компьютерры» тиражом в 15 тысяч экземпляров рассылаются по регионам. Бесплатно. Понятно, что долго это продолжаться не может. Поэтому основная задача лежит не столько в области содержания, сколько в области продвижения газеты, повышения ее тиража и доступности.

- Я думаю, этот проект получит развитие там, где губернаторы подпишут сразу все школы на своей территории, - размышляет вслух Ирина Кузнецова. - Здесь у нас есть два пути: мы разошлем письма губернаторам с просьбой содействовать продвижению «Школьной Компьютерры» у себя в регионе и попросим обратить внимание на наш проект крупный бизнес, в первую очередь поставщиков компьютерного оборудования.

Всероссийская газета «Школьная Компьютерра» начала приходить в школы страны с февраля нынешнего года и уже успела завоевать читателей. Однако настоящая жизнь этого так необходимого школам издания впереди, но очевидно, что без мощной поддержки любые попытки сделать полезную газету массовой могут не увенчаться успехом.

Министерство образования Российской Федерации приглашает региональные органы власти и структуры, отвечающие за школьное образование, присоединяться к проекту, обеспечивая подпиской школы, находящиеся в сфере их ответственности.

P.S.

Оформить подписку на «Школьную Компьютерру» со второго полугодия 2003 года можно в любом отделении связи по каталогу «Роспечати» (индекс 25794). Стоимость подписки - 19,69 руб. за номер. За справками обращаться по адресу sc@computerra.ru (или по почте: 115419, Москва, 2-й Рощинский пр., д. 8, «Школьная Компьютерра»). Сюда же можно направлять письма с пожеланиями по содержанию и оформлению газеты.