Подчас существующие в настоящее время электронные издания по ряду причин еще недостаточно широко используются в учебном процессе. Это связано как с недостатками самих электронных изданий, так и с проблемами педагогического сопровождения. Нередко приобретаемые учителем издания оказываются непригодными для использования в условиях классно-урочной системы, так как предназначены в основном для индивидуальной работы ученика наедине с компьютером. И суть еще в том, что ведь учитель не ищет себе замену, а хочет получить инструмент, позволяющий расширить образовательные горизонты. Он ждет простой и понятный в использовании продукт с богатым аудиовизуальным рядом, позволяющий решать комплекс обучающих и развивающих задач, причем не только в условиях компьютерного класса.
Говоря об уроках изобразительного искусства, следует признать, к сожалению, что современный урок изобразительного искусства сам имеет ряд проблем, среди которых, на мой взгляд, есть наиболее важные. К примеру, во многих школах уроки изобразительного искусства есть только в начальной школе и на учителя начальных классов возложена ответственность за полноту прохождения данного курса. Согласитесь, далеко не каждый учитель начальных классов имеет художественное образование и способен на должном уровне объяснить ребенку приемы изобразительной деятельности, поэтому часто эти уроки превращаются в уроки свободного рисования. Многие школы еще не оснащены должным образом современным оборудованием и не могут обеспечить богатый и полноценный наглядный материал, и, что греха таить, далеко не все учащиеся российских школ имеют возможность посещать музеи и галереи. Трудность мониторинга знаний учащихся связана со спецификой предмета и его эстетической направленностью.
Кроме того, необходимо учитывать, что изменились и сами ученики. Психологи и физиологи в своих исследованиях отмечают, что современные первоклашки более развиты информационно, нежели эмоционально. Они легко постигают азы компьютерной грамотности, испытывая при этом огромные трудности в общении, сопереживании, оценивании своих и чужих поступков. Наблюдается некая несоответствующая возрасту эмоциональная незрелость.
И говоря об изобразительной деятельности, хочется отметить следующие особенности современных учеников начальных классов: подвижность и неусидчивость, неустойчивость и быструю переключаемость внимания, педантичность в организации деятельности, скудный словарный запас с преобладанием в речи двигательных глаголов над качественными прилагательными. Это мешает ребенку не только самостоятельно описать картину, но и представить что-либо по рассказу учителя. Также наблюдается доминирующее развитие визуального восприятия над аудиальным и кинестетическим. Современные дети быстрее и лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде зрительного объекта, нежели на слух.
Нельзя сбрасывать со счетов и малый жизненный опыт ребят, и, естественно, как следствие низкий уровень развития воссоздающего воображения, ведь по-настоящему творческим воображением вообще могут похвастать лишь единицы.
Именно особенности данного возраста диктуют учителю специфику отбора учебного материала и методику преподавания предмета. Следуя за возрастными особенностями, учитель должен обеспечить на уроке смену видов деятельности, яркую наглядность, лаконичное объяснение, оказать индивидуальную помощь в практической работе, провести мониторинг усвоения материала.
Но, оказывается, не все так грустно, а, к счастью, исправимо. Хотелось бы обрадовать учителей и со всей ответственностью заявить, что на рынке электронных изданий появился диск, способный оказать реальную помощь учителю в решении данных задач. Он вышел в издательстве «Дрофа» к учебно-методическому комплекту «Изобразительное искусство» (авторы В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина).
Хочется искренне выразить слова благодарности всем, кто работал над этим электронным изданием, вложив в него частицу своей души, и отметить те явные плюсы, которые, на мой взгляд, отличают это пособие от других и делают его именно рабочим.
Прежде всего данный ЦОР, имея четкую привязку к УМК, может быть использован и при преподавании по любым другим учебникам, так как многие темы в разных программах дублируются. Диск имеет удобный и понятный интерфейс. С ним могут работать учителя с различным уровнем ИКТ-компетентности.
Предложенный на диске материал позволяет организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу, причем в условиях различной оснащенности. Учитель имеет возможность по своему усмотрению отбирать материал и использовать его в тех формах, которые он считает наиболее продуктивными для своих учеников.
Что скрывать, многие учителя недолюбливают уроки изобразительного искусства за их трудоемкую подготовку. Ведь для того чтобы урок прошел на должном уровне, часто необходимо подбирать визуальный материал (иллюстрации, фотографии), аудиоматериал для сопровождения самостоятельной работы и создания настроения и, кроме того, делать для класса различные заготовки, например дымковских барышень или других игрушек, которые на уроке будут расписывать дети. Согласитесь, не очень просто, учитывая, что это не единственная забота учителя начальной школы. Теперь учитель имеет весь этот инструментарий в одном издании.
Данный ЦОР содержит много теоретического материала, изложенного в доступной форме, озвученного прекрасными дикторскими текстами. Часто в них включены произведения русских поэтов и музыкантов, что позволяет формировать у детей целостное представление о русской культуре. Есть видеофрагменты, позволяющие структурировать урок и избавить учителя от необходимости многократного повторения. Эти видеофрагменты содержат материал по организации рабочего места и физкультминуток. Причем в это время на экране ученики увидят своих сверстников, что позволит им более эмоционально воспринять новую важную для них информацию.
Замечательно и музыкальное сопровождение, создающее настроение в классе и освобождающее учителя от поисков дополнительных аудиофрагментов.
На диске представлена огромная и разнообразная галерея картин художников, которую можно использовать не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках развития речи, чтения, окружающего мира. Галерея снабжена функцией увеличения, позволяющей рассмотреть детали изображения. К тому же представьте, какая колоссальная разница увидеть картину в учебнике на формате А5 или на большом экране. Согласитесь, что ощущения, возникающие от просмотра, будут различны. Конечно, мультимедийный продукт не в состоянии полностью заменить знакомство с подлинниками произведений искусства, но он позволяет значительно расширить кругозор учащихся, показать те объекты, которые находятся в других городах и странах, воспитать чувство прекрасного, обогащая зрительский опыт.
Также на диске есть и галерея детских работ, которая дает представление учителю и детям о том, чего могут достичь ученики-сверстники.
Для демонстрации практических приемов используется учебное видео, содержащее прекрасно сочетающийся визуальный и аудиальный материал по разным темам. Видеофрагменты снабжены функцией паузы и возврата, что позволяет учителю остановить объяснение и оказать помощь тем учащимся, которые испытывают трудности. Теперь учитель уже в процессе объяснения имеет возможность помогать детям, в то время как более сильные ученики могут продвигаться самостоятельно.
Для демонстрации произведений искусства на диске имеются различные слайд-шоу в сопровождении дикторского текста и музыкальных произведений.
Кроме того, здесь можно найти забавные и очень красивые анимированные фрагменты, которые так любимы детьми.
На диске представлена и большая коллекция разнообразных работ, которые можно использовать как демонстрационный материал через мультимедийный проектор, для индивидуальной работы в условиях компьютерного класса или распечатать на принтере в качестве шаблонов и поработать с изобразительными материалами на бумаге. В рамках этого модуля дети получают возможность выполнить различные виды работ по конструированию, раскрашиванию, составлению композиций и пр.
Данный ЦОР содержит игровые тестовые и контрольные задания, включающие функцию автоматического оценивания выполнения работы. Задания рассчитаны на индивидуальное выполнение в режиме онлайн, но в случае ограниченного доступа к компьютерам могут быть распечатаны каждому учащемуся либо проецироваться на экран с помощью мультимедийного проектора. В этом случае возможно коллективное выполнение задания.
Используя материалы диска, учитель может самостоятельно спланировать урок, сгруппировав необходимые объекты и фрагменты на страничке «Мои уроки». Это позволяет учителю более продуктивно использовать учебное время.
Говоря о преимуществах данного продукта, хочется отметить, что, несмотря на то что это учебный диск, в его материалах вы найдете много юмора, а значит, и живой отклик в детских сердцах.
«Наглядно, познавательно, ярко, интересно, весело, задорно, красиво...» - это лишь некоторые оценки учителей от первого знакомства и работы с диском. Дети и учителя с восторгом приняли диск. Теперь урок изобразительного искусства и для детей, и для учителей превратился в настоящую сказку.
Учитель получил возможность быстрой и качественной подготовки к уроку, у него освободилось время для индивидуальной работы в рамках урока и истинно творческой подготовки к нему, выражающейся в выборе и компоновке материала, подборе методов с учетом индивидуальных особенностей учеников. Дети в свою очередь получили возможность в яркой и разнообразной форме знакомиться с произведениями искусства, иметь широкий наглядный материал и качественное поэтапное объяснение приемов работы.
По словам коллег, даже те учащиеся, которые раньше испытывали трудности в изобразительной деятельности и отказывались от работы, избегая ситуации неуспеха, стали тянуться к творчеству. Это очень важно, поскольку именно творчество является инструментом для корректировки внутреннего мира, именно в творчестве мы имеем возможность ярко и полно выражать себя. Мы, учителя и ученики центра образования №1329 г. Москвы, которым посчастливилось первыми ознакомиться с данным электронным изданием, желаем всей творческой группе успехов и вдохновения и с нетерпением будем ждать продолжения (3 и 4 класс).

Ольга ДЕМЧУК, учитель центра образования №1329, Москва