В работе используются различные полиграфические компоненты комплекта: учебник, рабочая тетрадь, дополнительная литература. Напомним, что многие из этих материалов включены в состав диска, где имеются также дополнительные ссылки на сетевые ресурсы и литературные источники.

Напомним, что индивидуальные траектории уже заложены в методическом аппарате учебника, но для того, чтобы это стало более доступно и понятно учащимся, особенно на первых этапах работы с учебно-методическим комплектом, можно предложить такие наглядные формы, как формализация информации в форме опорных конспектов в табличной или графической форме, например в форме «ромашки». Такие схемы можно распечатывать или работать с электронными формами (при наличии достаточного количества компьютеров).
Предлагаем к рассмотрению схему-«ромашку» для урока биологии в 10 классе по теме «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости». На «лепестках» проставляются вопросы и темы по порядку изучения. Возможно, учителю необходимо дополнительно выделить какие-либо вопросы, в таком случае он указывает номера по порядку на «лепестках», порядок действий для самостоятельного поиска информации.
На схеме использованы обозначения:
    центр - текст в учебнике;
    «лепестки» - материал диска: полужирный - обязательный материал, курсив - дополнительный, а рабочая тетрадь изображена специальным значком.
Материалы инновационного учебно-методического комплекта могут использоваться и для проведения нестандартных уроков. Рассмотрим один из вариантов такого урока: урок-конференция «Экологические проблемы человечества ХIХ-XX вв.».
Рекомендуем такой урок для 11 класса в заключение изучения курса биологии. При планировании такого урока учитель распределяет материал для самостоятельной подготовки среди учащихся. Могут быть предложены следующие темы: «Загрязнение водоемов», «Загрязнение атмосферы», «Дефицит пресной воды», «Проблемы большого города», «Перепроизводство создает психологию потребителя», «Решение проблемы утилизации отходов» (список каждый учитель может поправить и дополнить согласно своему опыту и видению). Данный урок - экологическая конференция может стать общей для биологии, географии и экономики, т. е. интегрированной и межпредметной. При проведении урока УМК «Навигатор» используется для самоподготовки учащихся в качестве демонстрационного материала при выступлении каждого докладчика. При этом учитель может передать организационные права на время проведения конференции одному из учащихся, который становится председателем. Кроме того, назначается (или выбирается по желанию) помощник председателя - секретарь, который ведет запись возникающих вопросов (для дальнейшего обсуждения). После каждого выступления выделяется время (5-6 минут) для вопросов, которые аудитория задает выступающему для уточнения неясных моментов или для детализации заинтересовавших подробностей. После всех выступлений на доске заполняется заранее подготовленная таблица:

В завершение 10 минут отводится для подведения итогов и обсуждения. Учащиеся анализируют выступления, степень раскрытия тем и правильность выявления причинно-следственных связей. Учитель подводит итог и называет сильные и слабые моменты урока, объявляет оценки активным участникам конференции.
Возможные варианты уроков с использованием УМК «Навигатор» не исчерпываются приведенными примерами. К печати готовятся поурочные планы для УМК «Навигатор» с различными примерами уроков, которые должны помочь учителю в освоении УМК и предоставят возможность для творческой реализации собственных идей. В учебном процессе с использованием УМК «Навигатор», видимо, появятся новые идеи и творческие находки. Уважаемые учителя, редакция с готовностью рассмотрит ваши варианты уроков, наиболее интересные из них будут опубликованы.