Формирование умений видеть проблему, задавать вопросы, сравнивать объекты и классифицировать по значимому признаку - основа для базовых компетенций ученика.
Для учителя важно определиться, что на уроке не учебный материал изучается как таковой, а формируются способы познания окружающего мира: работа с разнообразными источниками, наблюдение, моделирование, постановка эксперимента.
Ученики пользуются книгами, картами, диаграммами, смотрят фильмы. Чтобы обработать информацию из таких источников, необходимы определенные умения. Поэтому перед учителем встают вопросы: какие умения формировать, как формировать и каким образом отслеживать динамику уровня сформированности умений?
Первый этап - работа с тематическим планированием. Необходимо выстроить естественно-научную линию курса, определить формируемые умения и навыки в каждом классе (см. таблицу).

Четвертый этап - совместный с учащимися анализ результатов. Необходимо хвалить ученика не только за успешно выполненное задание, но и за способность обнаружить границу своего знания/незнания и умение составить план ликвидации недочетов. Составить план дальнейших действий - важнейшая задача, именно это помогает формировать самостоятельность в учении.

Таким образом, получается следующий цикл:
1. Постановка собственной цели урока.
2. Составление плана достижения цели.
3. Поэтапное выполнение плана.
4. Анализ результатов достижения цели.
5. Корректировка.
6. Рефлексия.

Таким образом, ребенок с 1-го класса приучается следить за своими успехами, учится анализировать свою учебную деятельность, планировать ее.
Один из способов оценивания - критериальная оценка. Пример оценки устного ответа:
0 баллов - ученик не знает материала;
1 балл - ученик показал минимальные знания по теме, без четкого осознания содержания;
2 балла - ученик показал минимальные знания с осознанием содержания;
3 балла - ученик с помощью учителя показал общее представление о материале;
4 балла - ученик самостоятельно показал общее знание изучаемого материала;
5 баллов - ученик показал удовлетворительное знание изучаемого материала;
6 баллов - ученик показал удовлетворительное знание материала и сумел ответить на уточняющие вопросы;
7 баллов - ученик хорошо знает материал, но не сумел ответить на уточняющий вопрос;
8 баллов - ученик хорошо владеет изучаемым материалом и сумел ответить на уточняющий вопрос;
9 баллов - ученик хорошо владеет материалом и может использовать полученные знания для ответа на дополнительный вопрос;
10 баллов - ученик не только хорошо владеет материалом, но и использует для ответа самостоятельно полученную дополнительную информацию по теме.

Существует три варианта самооценки письменных работ:
- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы (данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке);
- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и самоконтроля);
- прогностическая оценка, наиболее важная и сложная, именно она становится базой для формирования умения оценивать себя.
Другой способ оценивания - оценочная шкала. Это отрезки, которые дети чертят в тетради непосредственно перед процедурой оценивания.
В 1-м классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
Во 2-м классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, границу своих возможностей, границу своего «знания - незнания», используя прогностическую оценку.
В 3-м классе школьник может определить соответствие своих знаний заявленному уровню и определить критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.
Четвероклассники имеют возможность видеть свой рост, что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребенка.
Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная).
Форма представления результатов обучения - таблицы, графики успешности, диаграммы роста.

​Светлана ХАРЛАКЕВИЧ, заместитель директора по экспериментальной работе прогимназии №1779, Москва

Авторитетное мнение

Шалва АМОНАШВИЛИ, академик Российской академии образования, руководитель Международного центра гуманной педагогики

В основу гуманной педагогики мы положили духовность.
Если есть духовная общность,  ребенок сам пойдет за нами, захочет с нами быть, потому что есть могущественная сила -  любовь, взаимность, все то, чего словами не выразишь, но это существует между взрослым и маленьким. Те, которые не видят этой общности, строят свое обучение на силе. А насилием являются отметки. Без отметки учитель в класс не войдет, боится! Другой же педагог, отказавшись от отметки, войдет с улыбкой, и дети за ним побегут.

PDF-версия: