​Английский язык, информатика, история

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, лауреат I Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года РФ», победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель РФ», представитель РФ в IEARN, Новосибирск

Шесть ступеней


Шесть степеней разделения, или теория шести рукопожатий, Six degrees of separation, «человеческая паутина», the «Human Web», - эта гипотеза была впервые сформулирована в 1929 году. Ее автор, венгерский писатель Фридьеш Каринти (Frigyes Karinthy, 1887-1938), утверждал, что каждый человек на земле отделен от любого другого жителя планеты не более чем шестью ступенями. По его мнению, можно создать цепочку, куда войдут «друзья друзей», так, чтобы возникла связь между людьми, и на такую цепочку потребуется не более шести звеньев, а зачастую и менее. Упоминания о шести степенях, или о шести ступеньках, разделений и связей можно найти в течение XX века как в художественной литературе, так и в социологии, психологии. В 1990 году американец Джон Гвэр (John Guare, родился в 1938 году) написал пьесу «Six Degrees of Separation», по которой был снят успешный фильм. Идея прочно вошла в жизнь. Возникло понятие Small World, Маленький мир, где все и вся взаимосвязано. Бурное развитие социальных сетей общения в Интернете, возникновение Facebook, Linkedin, Wikipedia, Twitter, поисковых сайтов, помогающих легко и быстро установить связи между известными, на первый взгляд не связанными между собой личностями, по мнению различных специалистов, появились во многом благодаря именно данной идее. Появились многочисленные игры, помогающие установить, например, связь между игроком и любым другим человеком независимо от различий в пространстве, времени, социальном положении. Давайте попробуем выяснить, как связаны Питер Пэн, Шерлок Холмс и Джеймс Бонд. Или почему в одном исследовании мирно соседствуют Алфред Хичкок, Шон Коннери и Джонни Депп. А также почему рядом с ними возникает имя Дафны Дю Морье.

Биология

Наталия ЧЕРНОВА, учитель биологии школы №3, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», пгт Жешарт, Республика Коми

Пределы конечного

Истинная бесконечность - это процесс, качественное многообразие, включающие в себя бесконечность пространства и времени, единство противоположностей, постоянный выход за пределы конечного, процесс его продолжения.
А.Г.Спиркин

Человек уже не раз задавался вопросом о себе, об окружающем мире, о его и своем происхождении и существовании. И создал довольно много версий ответов на эти вопросы. Это теория большого взрыва (развитие из сингулярной или инфляционных стадий), диалектический материализм, дарвинизм, сотворение Вселенной и человека Творцом и т. д. Все эти версии в большинстве случаев описывают понятие бесконечности, основывая на нем некоторые принципы существования и развития. Что же такое бесконечность? Бесконечность в философии понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная бесконечность, выражаемая в законах науки и фиксирующая универсальный (всеобщий) характер связей явлений; количественная бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений. С понятием бесконечности мы сталкиваемся и в биологии...

Елена КЛИМЕНКО, учитель биологии гимназии №24, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Калуга

Дискретность плюс цикличность

Для познания материального мира категория бесконечности - одна из основных и наиболее трудных в понимании. Еще с начальной школы ученики знают, что Вселенная бесконечна, но до конца 11-го класса многие с трудом представляют себе, что такое бесконечность.
Как приблизить учеников к осознанию этого понятия, научить их оперировать в ходе рассуждений знаниями, приобретенными на уроках биологии? Я предлагаю рассмотреть на уроке развитие представлений о бесконечности в истории философии, различных ее направлениях. Попробуем рассмотреть  понятие «бесконечность» через такие понятия биологии, как «дискретность», «цикличность» и «наличие разума». Работая в группах, учащиеся представляют ход своих рассуждений и выводов по проблеме бесконечности в виде схемы. Главным результатом урока считаю побуждение к размышлению о пространстве, времени, конечности и бесконечности мира и материи.

Литература

Ульяна ЧЕРНЫШОВА, учитель русского языка и литературы Баскаковской школы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», Гагаринский район, Смоленская область

«Я как тень, которая продолжается только момент и никогда не возвращается»

Я задавала вопросы многим взрослым и ученикам-старшеклассникам о том, когда они впервые задумались о беспредельности нашего мира и что испытывали при этом. Большинство и взрослых, и подростков вспоминали о том времени, когда мир казался огромным, беспредельным, прекрасным и простым. В раннем детстве казалось, что на все вопросы есть ответы - их знают родители или учителя в школе, о них можно прочитать в умных книжках. Но однажды к этому ощущению беспредельности окружающего мира вдруг примешалось чувство какого-то трепета и боязливого ощущения, даже страха. И чаще всего это возникало, когда взрослеющий человек смотрел в вечернее или ночное небо или оставался наедине с собой. Что там, за этими холодными сверкающими звездами? Есть ли край этого неба, и если есть, то во что он упирается? От этих мыслей кружилась голова, хотя все еще была надежда когда-нибудь получить ответы и на эти вопросы. Но с каждым новым днем вопросов только прибавлялось, ответы взрослых уже не успокаивали, да и думать обо всем этом слишком долго было невозможно - сознание отключалось. Со временем выяснилось, что не только философы, ученые, поэты, но и самые обычные люди рано или поздно переживают ощущение причастности к какой-то великой тайне, скрывающейся где-то далеко за горизонтом.
Бесконечность - это нечто, не имеющее ни начала, ни конца. Но начало, точка отсчета все-таки есть. Это то самое место, где нас впервые настигло желание прикоснуться к великой тайне, место, с которого мы пытаемся заглянуть в бесконечность. Великий Паскаль уже в XVII веке писал о бесконечности: «Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе как атом; я как тень, которая продолжается только момент и никогда не возвращается». «Как атом», «как тень». Но все-таки сначала я, я вижу.
Мало кто может сказать, что до конца знает и понимает самого себя. Мысленно мы за одну секунду можем пронзить весь земной шар, промчаться сквозь космос, но иногда не разберемся в себе, потому что человеческая душа - это тоже бездонность, бесконечность мыслей, переживаний, красок, оттенков. За тысячу лет до Лукреция и после него, во времена Паскаля и после Паскаля, и в наши дни инноваций и новых технологий бесконечность мира пересекается с бесконечным желанием понять этот мир и бесконечной невозможностью получить ответы на все вопросы. Почему же так манит эта бесконечность? Что ищет в ней человек?
Читайте об этом на www.ug.ru.

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы московской школы №143, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006»

Сакральный вопрос мироздания

Бесконечность как невозможность абсолютного познания смысла написанного, прочитанного и услышанного. Есть роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», прочитанный всеми, понятый всеми и, подразумевая школьную реалию, «сданный» всеми. А есть замечательная Марина Цветаева со своим Пушкиным («Мой Пушкин»), доказывающая, что понять и принять поэта не одно и то же.
Результат постижения книги бесконечен с точки зрения ограничения смыслов. Надо ли нам, учителям литературы, учитывать это в повседневной практике? Как это возможно сделать в условиях программы? Что делать в ситуации ЕГЭ? Поговорим об этом на страницах интернет-проекта «УГ» «Фундаментальные понятия».