Результативность работы отслеживается на итоговом занятии с помощью теста или викторины. Викторина (тест) составляется так, чтобы ученики показали знание профессиональных составляющих: способности, инструменты, действия.
Перед тем как начать занятия, я ознакомилась с программой Г.Семеновой «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников». Одним из достоинств данной программы считаю то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимися разного возраста и уровня развития. Учитель может наполнять занятия содержимым, отвечающим требованиям конкретной группы учащихся. Педагог на свое усмотрение может либо увеличивать время развития способностей, либо сокращать, а также включать дополнительные темы, в которых развиваются другие способности. На каждом занятии мы знакомимся только с одной профессией.
Занятия проводятся в активных формах, таких как игры, дискуссии, конкурсы, викторины, утренники, экскурсии с элементами творчества, и путем самостоятельного поиска знаний.


Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящено занятие (коллективное обсуждение):
а) что я знаю об этой профессии;
б) что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
в) какие изучаемые предметы помогают приобрести эту профессию;
г) что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).


Пояснительная записка
Во 2-м классе школьники знакомятся с профессиями родителей. У учащихся должно сформироваться представление, что человек - неотъемлемая часть общества и потребность знать профессии, которые нас окружают.
В задачу курса входит формирование у младших школьников некоторых научных понятий. Прежде всего первоначального представления о взаимосвязи всех профессий, их роли в развитии общества.
В итоге изучения курса у второклассников должно сложиться общее представление о том, чему должен научиться и что должен знать человек, желающий получить ту или иную профессию, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Программа рассчитана на 37 часов.
Срок реализации - 1 год.


Методическое обеспечение
Основная форма учебного процесса - занятие, имеющее целью дать детям конкретные представления о профессиях родителей и профессиях, которые нас окружают, на основе непосредственного (экскурсии, занятия в библиотеке №12) или опосредованного (рассказ педагога, родителей, чтение литературы, беседы, викторины, игры) восприятия.
Программа предусматривает разнообразные формы организации учебного процесса. Это участие детей в неделе по профориентации (подготовка и проведение утренников «Кем быть?», «Устроим праздник труда», «Все профессии нужны»), в экскурсиях на рабочие места родителей, прилегающие к школе предприятия, подготовка творческих работ по профессиям, заинтересовавшим детей.
В качестве дидактических используются материалы, предоставленные библиотекой №12 Костромы, музеем боевой славы (при школе), родителями учащихся, личные материалы учителя, раздаточный материал.
Работа по реализации данной программы предполагает создание методических пособий и систематизацию материалов по каждому разделу программы педагогом.

​Татьяна ТЕРЯЕВА, педагог дополнительного образования средней школы №14 города Костромы, победитель V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»