Задачи проекта:
    Формировать у детей реалистичные представления о труде, профессиях.
    Вызвать интерес родителей учеников к проекту «Профессии. Какие они?».
    Помочь осознать многообразие проявления личности каждого человека в групповом  взаимодействии.
    Развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи.
    Обучать четвероклассников способам нахождения нужной информации.
    Дать возможность подростку осознать свои способности, понять личностные черты.
    Обогащать словарный запас учащихся, развивать навык связного устного высказывания, учить выслушивать других.
    Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
    Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Вопросы проекта, на которые участнику  необходимо ответить в ходе его выполнения: при постановке вопросов проекта мы использовали схему «фишбоун» («рыбьи косточки»), которая позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи.

В голове «рыбки» находится проблема, которая рассматривается в данном проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечены причины-вопросы возникновения проблемы, на нижних выписаны факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Факты позволяют говорить о конкретном механизме.
Использование схемы «фишбоун» позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения (что, безусловно, облегчает поиск информации), а также в более конкретном виде представить основные направления исследований участников проекта.

Необходимое оборудование: иллюстрации с изображением людей различных профессий, Толковый словарь русского языка, выставка книг, компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат, проектор.

Аннотация проекта
Выбор профессии - одна из самых важных вех в жизни каждого из нас. И чем раньше начать заниматься целенаправленным, ответственным выбором профессии, тем лучше. Учащийся, совершая первый профессиональный выбор в 4-м классе, приобретает ценный личный опыт. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь подробное представление о как можно большем количестве профессий. А потому в социальном проекте «Профессии. Какие они?» мы познакомимся с несколькими видами профессий, узнаем о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе нужные качества лучше с детских лет.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Рассказы о профессиях сопровождаются стихами, загадками, пословицами, вопросами, заставляющими ребенка логически мыслить, развивают речь, активизируют внимание и память.   

Продукты проекта: сочинения учащихся о профессиях родителей и своих предполагаемых профессиях, выставка рисунков и аппликаций, классный час «Все профессии важны, все профессии нужны», проектная папка-альбом, урок развития речи, публикация.
Этапы работы над проектом:
1.    Выбор темы проектной деятельности. Постановка цели и задач (март).
2.    Беседы детей с родителями о профессиях. Дети пишут сочинения о профессиях  своих родителей (апрель).
3.    «Кем быть?» Дети пишут сочинения о том, кем они хотят стать в будущем.  Изготовление аппликаций, рисунков (апрель - май).
4.    Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны» (май).
5.     Дети собирают информацию, подробный материал о выбранной ими профессии (июнь - август).
6.    Урок развития речи в рамках Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» (сентябрь).
7.    Оформление проектной папки-альбома (сентябрь).
8.    Создание презентации. Защита проекта (октябрь).

Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны»
Оборудование: наглядно-дидактическое пособие «Кем быть?», Толковый словарь русского языка, выставка книг по теме урока, рисунки, аппликации и сочинения учащихся.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами профессий. Узнаем о том, что такое профессия, о том, какую роль она играет в нашей жизни. Прочитайте тему классного часа, записанную на доске.
В конце классного часа мы сделаем вывод – все ли профессии важны, все ли профессии нужны. Посмотрите на доску. Здесь прикреплены ваши рисунки и аппликации, на которых вы изобразили свою будущую профессию.
Что же такое профессия? Обратимся к Толковому словарю русского языка. (Учитель вызывает одного из учеников, который находит определение понятия «профессия».)
Ученик: Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Учитель: Что значит трудовая? Для чего нам надо трудиться?
Ответы учеников.
Учитель: Ребята, прочитайте на доске пословицу про труд и объясните ее смысл.
Ученики: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Ученики объясняют ее смысл.)
Учитель: Людям каких профессий необходимо трудиться?
Ученики: Трудиться надо всем.
Учитель: Правильно. Трудиться надо всем! Я вам буду показывать картинки, а вы называйте профессии людей.
Ученики работают с иллюстрациями.
Учитель: Скажите, а волшебник чем занимается?
Ответы учеников.
Учитель: Ребята, а людей каких профессий мы можем назвать волшебниками?
Ответы учеников.
Учитель: А сейчас несколько ребят прочитают сочинения о профессиях своих родителей.
(Ученики читают сочинения о профессиях своих родителей.)
Учитель: Спасибо! Ребята, давайте узнаем, какие еще профессии существуют в  мире. Отгадайте загадки о профессиях:
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помнит вас.  
(Фотограф.)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?  (Повар.)
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?  (Пожарные.)
Строю дом и детский сад,
И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель,
Так как я его… (Строитель.)
Драгоценный сувенир
Изготовит…  (Ювелир.)
Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я… (Портниха.)
Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист -
Я веселый… (Машинист.)
Учитель: Вот, оказывается, сколько есть профессий. Интересно, что многие профессии связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Кто ему помогает?
Ученики: Врачу помогают фармацевт, химик, швея…
Учитель: Правильно. А теперь давайте ответим на вопрос, который мы задали себе в начале урока: «Все ли профессии важны? Все ли профессии нужны?»
Ученики. Да. Все профессии важны! Все профессии нужны!
Учитель: Послушайте внимательно стихотворение Леонида Куклина и подумайте, о чем оно:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Учитель: О чем  заставило вас задуматься это  стихотворение?
Ответы учеников.
Учитель: Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях, вы узнаете много нового. Можно быть прекрасным врачом, водителем, писателем, грузчиком, но, если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я желаю вам прежде всего быть добрыми и отзывчивыми людьми. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

​Оксана Крючкова, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы № 10 Рязани, победитель V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»