Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил сделать вывод, что эффективной и успешной адаптации к микро- и макросоциуму можно достичь лишь с помощью системного подхода в определении жизненных стратегий самоопределения воспитанников.
Проблеме самоопределения и профориентации подростков посвящены многие работы, например Е.А.Климова «Как выбрать профессию», Н.С.Пряжникова и Е.Ю.Пряжникова  «Игры и методики для  профессионального самоопределения старшеклассников». Анализ трудов позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы для воспитания детей, проживающих в детских домах. Полагаю, что одним из возможных средств формирования профессионального самоопределения может стать профориентационная работа по специальной программе. Поэтому было решено разработать программу «Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома».
Цель данной программы:  формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Ознакомление детей со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции.
2. Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на     успешность в профессиональной деятельности.
3. Развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Данная программа предусмотрена для работы с детьми среднего и старшего возраста.


Прогнозируемый результат  
  Знания:
    о видах профессий, об учебных заведениях, в которых обучают той или иной профессии;
    о своих профессиональных качествах;
    о своих индивидуальных особенностях и типах личности, средствах, обеспечивающих самопознание.
Умения:
    бесконфликтно общаться;
    адекватно оценивать свои возможности при выборе профессии;
    выбирать наиболее значимые жизненные ориентиры для приобретения будущей профессии.
Навыки:
    реализации своих умений;
    применения своих способностей для выбора профессии.
Предлагаемая система занятий - попытка найти нетрадиционные пути формирования готовности к профессиональному самоопределению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Ритм жизни детского дома не всегда позволяет детям самим распоряжаться своим временем, и это, конечно, издержки нашей работы. И тем не менее при всех наших трудностях программа поможет воспитывать полезных обществу трудолюбивых людей, а не иждивенцев.

Практическая значимость программы заключается в том, что:
1)    разработаны элементы системы занятий, способствующие самоутверждению личности, формирующие способности, определяющие индивидуальность воспитанника, область его профессионального развития;
2)    эти элементы могут быть использованы в работе педагогами интернатов, детских домов, школ, педагогических вузов и училищ как универсальный инструмент формирования всесторонне развитой личности.

В программу включены мероприятия различных форм, проведение которых дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания. Занятия проходят два раза в месяц по 30-40 минут в игровой и учебной комнатах. Предусматривается посещение предприятий. Занятия проводятся со всеми детьми одновременно.

Прогнозируемый результат работы после первого года обучения
Знать:
- что включает в себя понятие «личность» и ее ценностные ориентации;
- возможные пути самопознания и самореализации, типы темперамента  и характера.
Уметь: адекватно оценивать себя и окружающих.

Прогнозируемый результат работы после второго года обучения
Знать:
-    профессиональные термины по предмету труда;
-    разновидности профессий;
-    различные учебные заведения, где можно приобрести те или иные профессии;
-    основные требования при поступлении в учебные заведения.
Уметь:
-    общаться друг с другом;
-    погружаться в коллективное дело;
-    слушать и понимать товарища.

Прогнозируемый результат работы после третьего года обучения
Знать:
 - возможные пути профессионального самоопределения;
- свои профессиональные качества;
- свои личностные особенности, интересы и склонности;
- правила выбора профессии.
Уметь: определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

​Ирина ПОПОВА, воспитатель детского дома №3 города Таганрога Ростовской области, победитель V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

PDF-версия: