Задачи:  
1. Обобщить знания об основных этапах жизненного и творческого пути поэта.
2. Актуализировать представления об особенностях мира ахматовской лирики - психологизм, гражданское начало, образ поэта, разрушение стереотипа «женской» лирики.
3. Подвести к убеждению, что ахматовская лирика - развернутый во времени психологический роман, в котором лирический герой не просто поэт, а такой же вечный образ, как и образ Родины.
4. Заставить выпускников школы задуматься о роли и месте каждого в судьбе и жизни Родины и общества.

На доске опорные даты:
  1910 г. - свадьба с Гумилевым.
  1912 г. - рождение сына, «Вечер», слава.
  1914 г. - «Четки», наступил XX век.
  1917 г. - «Белая стая».
  1921 г. - «Подорожник», гибель Гумилева.
  1922 г. - «Anno Domini» («В лето Господне»).

Конспективный сценарий урока
1. Слово учителя: после актуализации основных вех жизни переход к теме «Гибель  Серебряного  века  и торжество  «века  железного».
Анна Ахматова: «С середины  20-х  годов  меня  почти  перестали  печатать…» Но никуда  не  уехала. Затем арест сына, война, эвакуация.  
1944 год - вернулась  в  Ленинград,  «страшный  призрак,  притворившийся  моим  городом…».
1946 год  - постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», отлучение  от  главной,  литературной, жизни: «И упало каменное  слово // На мою еще живую грудь».
Давали жить - дышать  не  давали:  «Одна  на  скамье  подсудимых  // Я  скоро полвека сижу». Почти не публикуют, Ахматова находится под наблюдением, ее кормят переводы…
1964 год - Италия, международная премия «Этна-Таормина» (за 50 лет поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника  стихов).
1965 год - Англия, степень почетного доктора Оксфордского университета.
Анна Ахматова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь  моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я  писала  их,  я жила  теми  ритмами,  которые звучали  в  героической  истории  моей  страны.  Я счастлива, что жила в эти годы  и  видела  события,  которым  не было равных».
 
Вопрос классу:  Правду ли она говорит, эта женщина, пережившая столько  трагедий? Или это голос  поэта, счастливого  тем,  что  «посетил  сей  мир  в  его минуты  роковые»? Кто этот сфинкс русской  поэзии, о загадке которого  заговорили сразу же после появления первого сборника?

Анализ стихотворных текстов поэта и позиции критиков (работа в группах или фронтально)
Задания группам
1-я группа. Стихотворение «Молюсь оконному  лучу».
- Что сказано о  душевном  состоянии  героини?
- Кто она?
- Какова роль художественной  детали,  почему она занимает почти  все  пространство стихотворения?
- Сопоставьте первую и  последнюю  строки (кольцевая  композиция).

2-я группа. Стихотворение «Песни последней встречи».
- Кто здесь героиня?
- Это стихи встречи или разрыва, кануна?
- Какие детали выдвигаются на первый  план? Почему именно они?

3-я группа. Стихотворение «Сжала руки под темной  вуалью».
- Что означает  первый  жест  стихотворения?
- Каково значение формы «диалог в диалоге»? (Критики много писали о  драматургичности ее лирики. Напряжение, смысл, таящиеся в диалоге, - выражение катастрофичности и таинственности мира.)

4-я группа. Стихотворение «Все мне видится Павловск холмистый».

Отчеты групп о работе по схеме
- Почему так странно немногословна ее любовная лирика?
- Что это за любовная страсть, скорее напоминающая затишье перед грозой,  где лишь два-три слова вспыхивают, как отдаленные зарницы?
- Если  речь идет о неимоверном  любовном  страдании,  почему  так  прекрасен мир в ее стихах?
- Почему  рассказ  о  любви  в  ее  тончайших  психологических  нюансах  раскрыт  женщиной  несравнимо  глубже  и  сильнее,  чем  мужчиной?
Попробуйте ответить на эти вопросы, опираясь на стихи Ахматовой.

Пример анализа. Стихотворение «Сжала  руки  под  темной  вуалью»
Трудно определить причину  разлада, но ясно, что начат мучительный  разговор ею. Она назовет все шуткой, но было что-то, убившее и чувство, и  возлюбленного. Фраза  про «терпкую  печаль» имеет очень древний символический смысл - подношение отравленного зелья. Этот жест и  вызвал  все  дальнейшее.
Вновь  в  одной  точной  детали - психологическая  бездна:  «искривился  мучительно  рот». Здесь  и  необходимый оксюморон: «улыбнулся  спокойно  и  жутко».
Роль деталей в этих стихах? Предметы словно  вбирают в себя  напряжение любовного поединка,  делают  событие  более  «выпуклым».
Как  ритмические  средства  передают  состояние  героини? Перенос,  анжанбеман:

«Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка
Все, что  было. Уйдешь, я умру».

Показано  не  только  «задыхание»  героини,  так  подчеркивается  ударное  слово.  Обратите  внимание  и  на  рифму  «жутко - шутка»  как  символ  соседства  и  неразделенности  в  жизни  комического  и  трагического.
      
Вопрос учителя: «Не  стой  на  ветру» - как  вы  истолкуете  эту  фразу? Объясните особую роль образа ветра.
   
Ахматова словно примеряет разные маски, каждая  из  них - та или иная  грань женской судьбы и души. Она затрагивает все ипостаси: сестра, жена, мать, юная девушка в ожидании  любви, женщина в любовной борьбе,  крестьянка, циркачка, вдова, староверка, отравительница, соблазнительница.
Талант был очевиден, но уж очень непривычен, неясна  его суть: как  объяснить сочетание женственности и  хрупкости  с твердостью, чеканностью языка  и  ритма - явными свидетельствами жесткой, почти  мужской  воли?
  Это  «двуликая», «петербургская»  поэзия,  где  сочетаются,  как  в  самом  Петербурге,  нежность  и  твердость,  вода  и  воздух, камень  и  гранит. И все это приобретает особое волшебство в неверном свете белой ночи…  Недаром  было  сказано:  «И  если  Пушкин - солнце,  то  она  в  поэзии  пребудет  белой  ночью».

Обобщение
На основе анализа стихотворения «Когда  в  тоске  самоубийства…».
Самое необычное для так называемой  женской поэзии: Ахматова - первая  женщина-поэт, заговорившая о трагической участи поэта и его страны; это  лирика  гражданская.  
Женское счастье и участь поэта несовместимы. Об этом, наверное, и стихи:

Двадцать  первое.  Ночь.  
Понедельник.
Очертанья  столицы  во  мгле.
Сочинил  же  какой-то  
бездельник,
Что  бывает  любовь  на  земле.
И  от  лености  или  со  скуки
Все  поверили,  так  и  живут:
Ждут  свиданий,  боятся  
разлуки
И  любовные  песни  поют.
Но  иным  открывается  
тайна,
И  почиет  на  них  тишина…
Я  на  это  наткнулась  
случайно
И  с  тех  пор  все  как  будто  
больна.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник», 1917 год

Здесь  особый  трагизм:  для  поэта  невозможно  отказаться  от  творчества  и  невозможно - от  любви…
   Ахматовой  удалось  стать  женским  голосом  времени,  России.  Блок  сказал:  «О  Русь  моя,  жена  моя,  до  боли  нам  ясен  долгий  путь…»  И  словно  бы  эта  загадочная  жена,  возлюбленная,  вдруг  откликнулась  голосом  Ахматовой,  ее  лирических  героинь -  не  бытовых,  а  бытийных,  вечных  женщин  во  всех  проявлениях  доли  и  голоса.
Более  того,  она  чувствовала  себя  воплощением  всех  женщин: и живущих  теперь,  и  живших  века  назад.  Она  единый  образ  всех  их!

Мне с Морозовою класть  
поклоны,
С  падчерицей  Ирода  плясать,
С  дымом  улетать  с  костра  
Дидоны,
Чтобы  с  Жанной  на  костер  
опять.
Господи! Ты  видишь, я устала
Воскресать,  и  умирать,  
и  жить.
Все  возьми, но этой  розы  алой
Дай  мне  свежесть  снова
ощутить.

«Последняя  роза», 1962 год

Отсюда и  образ  смуглой  музы  с  дудочкой  в  руке,  музы,  с  античных  времен  загоревшей  под  солнцем  всех  протекших  веков…
   
Рефлексия

И  вот  вошла. Откинув  
покрывало,
Внимательно  взглянула  
на  меня.
Ей  говорю:  «Ты  ль  Данту  
диктовала
Страницы  Ада?»  Отвечает:  «Я».

«Муза», 1924 год

Молчащая  страна,  безгласная  страна (без  гласных,  без  голоса),  звавшаяся  прежде  Россией,  теперь - РСФСР,  СССР… Потаенная  песня,  растянутый во времени  психологический  роман в  стихах. Роман, романс о девушке, женщине,  России - жене,  матери,  Богородице…
Истинное место поэзии Анны Ахматовой - страна, вернувшая  себе имя России; только в ней Ахматова и может быть «златоустой Анной».

​Вячеслав ВАХРАМЕЕВ, учитель русского языка и литературы средней школы №2 города Сокола Вологодской области, победитель конкурса «Учитель года России-2010»