Литература
Итоговая контрольная работа по литературе. 5-й класс.
1. Установите соответствие: писатель – произведение.
1. «Снежная королева»
2. «Демьянова уха»
3. «Муму»
4. «Хрупкая веточка»
5. «Мещерская сторона»

А. И.С.Тургенев
Б. И.А.Крылов
В. К.Г.Паустовский
Г. Х.К.Андерсен
Д. П.П.Бажов     

2. По перечисленным именам определите, о каком произведении идет речь. Назовите произведение и его автора.
1. Жилин, Костылин, Дина.
2. Дедушка Лодыжкин, Арто, Сережа.
3. Володя, Яшка.

3. Узнайте героя по литературному портрету. Назовите имя героя, произведение, автора.
1. «…тоненькая, худенькая, лет тринадцати… Глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами  и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников».
2. «Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
3. «…Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал… Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»
4. «И, шествуя важно,
в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы
мужичок
В больших сапогах, в полушубке
овчинном,
В больших рукавицах…
а сам с ноготок!»
5. «Ему стало,  хоть плачь,  обидно и стыдно: струсили, не приняли боя. Он остановился, сжал кулаки и сейчас же увидел бегущего на него Степку Карнаушкина… Он нагнул голову и, шагнув навстречу, изо всей силы ударил Степку в грудь».

4. Найдите лишнее, объясните выбор.
1. Велес, Перун, Зевс, Ярило.
2. «Лисица и виноград», «Волк на псарне», «Волк и ягненок», «Лев и собачка».

5. В каких произведениях, прочитанных в течение учебного года, героями были животные?

6. Определите, о каком понятии идет речь.
1. Предание, в котором дано представление о происхождении мира, богов и людей.
2. Короткий нравоучительный рассказ, чаще всего в стихах, в котором есть мораль.
3. Устное народное творчество.
7. Творческое задание. Представьте себе, что вы работаете экскурсоводом в музее литературных героев. Вам нужно рассказать об одном из персонажей. Кого бы вы выбрали? Почему? Составьте небольшой рассказ об одном понравившемся персонаже.

Н.С.Лесков. «Левша». Проверочная работа.

Часть 1
1. Назовите годы жизни Н.С.Лескова.
а) 1831-1895 гг.;  б) 1820-1881 гг.; в) 1841-1896 гг.;  г) 1814-1854 гг.

2. Укажите верное определение жанра сказа:
а) вид устного повествования с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией;
б) наиболее развернутая и объемная форма лироэпического жанра;
в) жанр эпоса, в котором повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи;  
г) малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение эпизода из жизни героя. Особенность - малое число действующих лиц.

3. В произведении «Левша» повествование (в целом) ведется на языке:
а) человека из литературной среды;
б) человека из народной среды;
в) человека, близкого к императорскому двору.

4. Кто наряду с Левшой воплощает в себе  народное начало?
а) Полшкипер; б) Александр I;
в) Платов;  г) граф Чернышев.
5. Сколько времени понадобилось тульским оружейникам, чтобы выполнить царский заказ?
а) 3 дня; б) 1 месяц;  в) полгода;  
г) 2 недели.

6. Как только заказ от царя был получен, туляки:
а) принялись за работу не мешкая;
б) скрылись, так как заказ был невыполним;
в) отправились поклониться Николаю Чудотворцу;
г) отправились в Москву, чтобы убедить императора отменить заказ.
7. Левша стремится превзойти заморское мастерство прежде всего потому, что…
а) честолюбив; б) жаден; в) хочет угодить императору;  г) хочет принести пользу своему Отечеству.

8. Определите, какой из отрывков принадлежит жанру сказа.
а) «Но, в сущности, англичане не злой народ, и, если вычесть из них подозрительность, грубость, нестерпимую гордость и гордую нетерпимость всего иноземного, вы найдете, что они самые любезные люди на свете. Сердце англичанина – кокосовый орех: надо топором прорубить до ядра, но зато внутри не свищ, как у француза, а сок освежительный».
б) «Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где… не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения».
в) «Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука».

Часть 2
1. Кто из героев говорит эти слова?
а) «Для чего такое мошенничество! Дар сделали и миллион за то получили, и все еще недостаточно! Футляр, - говорит, - всегда при всякой вещи принадлежит».
б) «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал».
в) «Ты, - говорит, - к духовной беседе невоздержан и так очень много куришь, что у меня от твоего дыму в голове копоть стоит».
г) «Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
д) «Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле; машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности».

2. Объяснить значение слов:
мелкоскоп, пистола, верблюзьи мантоны, Твердиземное море, потная спираль.

3. Привести примеры зарисовок народного быта и нравов.

Русский язык
Омонимия слов
Укажите частеречную принадлежность выделенных слов.
1. Чиновник продвигался к двери, кланяясь и благодаря начальника. Благодаря тренировкам его результаты улучшились.
2. (В) течени... Оби отсутствуют крутые повороты. (В) течени... всей дороги спутники сохраняли молчание.
3. В области балета мы впереди планеты всей. В области нарастало недовольство губернатором.
4. (В) дали играл пастух. Где-то там, (в) дали туманной, играл пастух.
5. Вы не должны судить меня (по) тому, что я делаю. Он всегда побеждал, (по)тому что был уверен в себе.
6. Тихо струится воздух. Все тихо вокруг. На улице тихо.
7. Раненый открыл глаза и застонал от боли.
8. Едва дыша. Едва рассвело, мы вышли в путь.
9. (Не) смотря на конец мая, повсюду виднелись большие поля снега. (Не) смотря на людей, она шла по улице.
10. Положить (на) счет в банке. Договориться (на) счет поездки.
11. Горящий газ - горящий взгляд, цветущий вид - цветущий сад.
12.  Мы живем в доме напротив. Киоск стоит напротив дома. Я, напротив, считаю это недопустимым.
13. Одна любовь преследует меня. Полюбили мы одну и ту же. Иду один по миру.
14. Что ты сделал? Мне кажется, что чувство истории - одно из важнейших человеческих чувств. (Мне кажется, чувство истории - одно из важнейших человеческих чувств.) Когда снежинку, что легко летает...  берешь рукой. Что, вкусно?