Мировое научное сообщество для решения экологических проблем выделяет две главные задачи:
- принятие первоочередных мер по выходу из экологического кризиса;
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
И если решением первой задачи должны заниматься главы государств и их объединения, то груз ответственности за решение второй лежит на плечах педагогического сообщества. Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Сегодня международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды приоритетным направлением модернизации системы образования в целом. Исходя из этого Правительство РФ приняло постановление от 03.11.94 №1208, в котором экологическое образование и воспитание школьников определялись как приоритетное направление работы школы.
Поскольку экологическое воспитание - это сочетание научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с принципами бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам, то становится очевидным комплексный характер этого воспитания. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволит воспитать экологически грамотного гражданина. Не стоит забывать, однако, о том, что экологическая грамотность и нравственное отношение к природе - понятия не тождественные. Их объединяет термин «экологическая культура», формирование которой и должно стать главной целью экологического воспитания.
Однако мало овладеть системой экологических знаний. Педагоги указывают на необходимость сочетания научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с системой практических умений и навыков, бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам. И если экологические знания, нормы и правила отношения к природе, а также ценностные ориентации заложены в программах по биологии и требуют реализации в рамках урочной деятельности, то практическая сфера развивается недостаточно. Это связано с сокращением числа часов на изучение естественно-научных общеобразовательных дисциплин в основном за счет лабораторных и практических работ.
Цель программы кружка «Экопрактикум» - повышение уровня теоретических экологических знаний, формирование практических умений и навыков оценки состояния окружающей среды, выявление взаимосвязи между живой и неживой природой, развитие экологического мышления и сознания. Программа кружка предназначена для учащихся 6-9-х классов и рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Задачи программы:
- формирование представлений об экологии как прикладной дисциплине;
- пропаганда идеи охраны природы;
- обучение доступным методам и приемам оценки состояния окружающей среды;
- овладение общей методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде (типы почв, виды растений, типы природных сообществ);
- оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде.
Особенность предлагаемой программы - минимизация количества теоретических знаний, преимущественная практическая направленность.  

Формы организации деятельности учащихся:
1) самостоятельная (обработка, интерпретация и оформление результатов проведенного исследования);
2) индивидуальная (выполнение индивидуальных исследовательских работ, этапов коллективных исследований);
3) групповая (экспериментальная, исследовательская работа);
4) коллективная (беседа, объяснение, дискуссия, экскурсия и др.).

Содержание программы

Тема 1. Теоретические основы изучения  природной среды.
Экология как прикладная дисциплина. Методы экологических исследований. Мониторинг природной среды, его цели, методы, классификация, актуальность Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Тема 2. Мониторинг водной среды.
Источники загрязнения воды. Меры борьбы с загрязнением воды.
Физико-химические методы исследования состояния водной среды.
Биоиндикация уровня загрязнения природных вод. Беспозвоночные животные - биоиндикаторы загрязнения малых рек.
Практическая часть
Анализ загрязнения сточных вод.
Методика сбора донных отложений и изучения класса качества воды с помощью  беспозвоночных-биоиндикаторов.
Определение уровня восстановленности среды в донных отложениях водоемов с помощью автографии на фотобумаге.
Изучение активности протеолитических ферментов в донных отложениях по аппликациям на рентгеновской пленке.
Экологическая диагностика самоочищающей способности донных отложений водоемов с использованием аппликационных микробиологических методов анализа.
Оценка экологического состояния воды из различных источников с применением физических и физико-химических методов мониторинга.
Оценка качества питьевой воды по химическим показателям.
Обработка и интерпретации результатов исследований.
Тема 3. Мониторинг воздушной среды.
Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу.
Методы мониторинга атмосферного воздуха.
Практическая часть
Знакомство с методами снегометрии. Изучение активной реакции среды атмосферных осадков. Анализ запыленности воздушной среды по твердой фракции снега.
Определение количества антропогенных загрязнителей, попадающих в атмосферный воздух в результате работы автотранспорта.
Определение уровня бактериального загрязнения воздуха.
Лишайники - индикаторы чистоты воздуха.
Обработка и интерпретация результатов исследований.

Тема 4. Мониторинг почвенной среды.
Основные загрязнители почвы, их источники.
Методы изучения экологического состояния почв: физические, физико-химические и биологические.
Практическая часть
Пробоотбор и пробоподготовка почвенных образцов для дальнейших исследований.
Качественная оценка легко- и среднерастворимых форм химических элементов в почвах.
Определение содержания нитратов в почвенной вытяжке химическим путем.
Определение уровня восстановленности среды в почвах с помощью автографии на фотобумаге.
Изучение активности протеолитических ферментов в почвах по аппликациям на рентгеновской пленке.
Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почв.
Обработка и интерпретации результатов исследований.

Тема 5. Мониторинг здоровья человека.
Экология человека.
Методы мониторинга здоровья человека.
Практическая часть
Оценка уровня здоровья.
Оценка физического развития методом антропометрических стандартов.
Изучение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами.
Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.
Стресс как экологический фактор.
Сравнительный анализ жесткости питьевой воды.
Среда рабочего помещения.
Влияние биотических факторов среды на организм человека. Улучшение экологической обстановки в помещениях с помощью комнатных растений.
Обработка и интерпретации результатов исследований.

​Андрей ГАРИФЗЯНОВ, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы поселка Красная Нива Тульской области, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2010»