​Михаил Николаевич Берулава

Родился 3 августа 1950 года. Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО), член президиума РАО, ректор Университета РАО.
Основоположник теории гуманизации образования, которая в настоящее время превратилась в общепризнанную научную парадигму. Автор множества научных статей, а также таких известных научных монографий, как «Основы современной педагогики», «Теория и практика гуманизации образования», «Интеграция содержания образования», «Менеджмент в образовании», «Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования», «Гуманизация образования: проблемы и перспективы» и других. Многие работы переведены на иностранные языки, изданы в США и в странах Европы.
Инициатор и учредитель Международной академии гуманизации образования, ее почетный президент. Организатор международных конгрессов по проблемам гуманизации образования и развитию высшего образования.
Президент Фонда развития отечественного образования.
Главный редактор международного научного журнала «Гуманизация образования», научного журнала «Вестник Университета Российской академии образования», которые включены ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, а также художественно-публицистического журнала «PROСВЕТ».
Лауреат премии Сократа (г. Оксфорд, Великобритания) «за личный вклад в интеллектуальное развитие современного общества». Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент». Награжден орденом Дружбы и золотой медалью Академии наук «Российская академия образования».


Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества

В современном российском обществе можно констатировать безусловный кризис старой методологической платформы системы высшего образования. При этом исследования, в которых продолжается «пробирочное» изучение отдельных «фрагментов» человеческой личности без апелляции к новым методологическим реалиям, являются совершенно бесперспективными.
Система образования XXI века предполагает опору на новые методологические основания и инновационные образовательные технологии, обеспечивающие соответствие реалиям информационного общества. Методологически не проработанной сегодня является проблема формирования компетентности. Она реализуется в теоретико-прикладном аспекте без выявления ее психолого-педагогического содержания. Однако психологическая традиция основывается на том, что компетентность предполагает сформированность прежде всего такого вида мышления, как практическое. В действительности в образовательных учреждениях диагностируется и оценивается лишь сформированность вербально-теоретического мышления. Соответственно учебный процесс и в школе, и в вузе ориентирован на актуализацию абстрактно-логического мышления и простое запоминание определенной информации.
Одной из важнейших причин отсутствия каких-либо позитивных изменений в современной практике обучения является несоответствие между когнитивным стилем учащегося и стилем изложения учебной информации в учебнике или соответствующим ему стилем изложения материала педагогом. Стиль мышления молодежи по причине постоянного общения с массмедиа стал образно-эмоциональным, и именно на этом построена информация, подаваемая с помощью СМИ.
Нельзя сформировать нравственные чувства только с помощью учебников. Для этого нужны конкретные эмоционально насыщенные примеры, которые может содержать только видеообраз. Они в нашей системе образования сегодня, к сожалению, полностью отсутствуют.
Еще одним методологическим противоречием в сфере высшего образования является то, что традиционные образовательные технологии делают ставку лишь на сферу рацио, однако психика человека активна и за счет сферы бессознательного. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы общения, мышления, эмоционального реагирования, двигательной активности. Поэтому в рамках учебного процесса должны иметь место целенаправленное формирование продуктивных стереотипов поведения, коммуникации, мышления, эмоционального реагирования и соответственно коррекция и микширование непродуктивных паттернов психической активности.
Одной из основных задач высшего образования является развитие творческих способностей молодежи. Однако творческая личность может быть воспитана лишь на основании наблюдения за стилем мышления других творческих людей, приобщения к этому стилю мышления, его имитации. Найти столько творческих педагогов-исследователей в условиях учебного процесса практически нереально. Такие образцы могут и должны представлять телевидение и Интернет, на базе которых должно создаваться новое сетевое образовательное пространство. Это основное условие реализации разрабатываемой сетевой образовательной парадигмы.
Данная методологическая платформа базируется на том обстоятельстве, что если раньше интернет-среда использовалась в большей степени как источник информации, то теперь все более применяется пользователями для авторского наполнения. Сеть необходима не только для расширения коммуникации, получения информации, но и для сотрудничества, самореализации в самых различных направлениях, получения опыта профессиональной деятельности. Соответственно необходимо вести речь об обучении как процессе создания студентами совместного сетевого контента.
Выдвинут и обосновывается принцип обучения в кооперации и сотрудничестве при решении учебных и профессиональных проблем. Причем такое сотрудничество должно осуществляться не только в процессе обучения в условиях вузовской учебной среды на аудиторных занятиях, но и в условиях взаимодействия в Сети. Таким образом, сфера взаимодействия обучаемых в значительной степени должна быть смещена в сферу виртуального пространства Интернета, где они должны совместно решать поставленные перед ними проблемы, а также те проблемы, которые они формулируют самостоятельно.
Принципиальным отличием сетевой образовательной платформы является переход от исследования постфактум процессов развития личности к моделированию и проектированию заданного развития личности. В методологии науки наступила проективная эпоха, в которой именно проективное начало выдвигается на первый план. Сетевая методология обеспечивает переход в производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, что еще никогда не было.
Новая концепция базируется на учете выявленных преимуществ виртуального образовательного пространства: инициативность получения информации субъектом и соответственно ее высокая мотивированность к усвоению, психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве, получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями.
В частности, коммуникативные стратегии в виртуальной реальности студентов направлены на удовлетворение потребностей, которые не реализуются в необходимой степени в процессе реального общения: потребности в интересующей в данный момент информации (как временного, так и длительного пользования); потребности в профессиональной компетенции (потребность в компенсации дефицита общения по конкретным профессиональным темам); потребности в повышении своей компетенции в реальной жизнедеятельности, не связанной с профессиональной; потребности в компенсации отсутствия эмпатии в условиях учебного процесса; потребности в компенсации отсутствия возможностей для творческой самореализации, потребности в повышении своего социального статуса, в самопрезентации; потребности в более широкой коммуникации, потребности в игровой деятельности и др.
Сетевая образовательная стратегия ориентирована на развитие способностей и мотивации к генерированию собственных научных идей. С позиций новой образовательной платформы обучение должно осуществляться в процессе собственных и совместных научных исследований. Обучение через научное исследование - таков ее основной тезис.
В образовании на смену системному подходу в обучении, когда принципом правильной подачи информации было ее системное структурирование, приходит проблемно-сетевой подход, для которого характерен самостоятельный подбор информации, в логике, обеспечивающей решение конкретных индивидуальных проблем, стоящих перед обучаемым.
Новая образовательная стратегия основывается на принципе обучения в кооперации и сотрудничестве в решении учебных и профессиональных проблем не только на аудиторных занятиях, но и в условиях взаимодействия в Сети.
Теория сетевого образования исходит из необходимости развития вербально-логического мышления, но в не меньшей степени практического, социального и образного мышления, которые являются основой компетентности, а также развития творческого потенциала и социальной эффективности личности.
Новая образовательная стратегия переориентирована с фетишизации роли понятийного аппарата и готовой, утвержденной и единственно верной информации на понимание смыслов, их критический анализ, систематизацию, обобщение. Это предполагает развитие соответствующих механизмов мышления, которые не могут быть развиты в рамках традиционных лекционных и семинарских занятий, а могут быть сформированы лишь в условиях систематического перехода к научной дискуссии в режиме «круглых столов» и коллективной поисковой деятельности.
Новая образовательная парадигма ориентирована на целостное развитие личности, ее нравственных приоритетов, а не только на развитие ее когнитивной сферы. Все это в свою очередь может осуществляться лишь в рамках контекстного подхода к обучению, базирующегося на учете всей системы жизнедеятельности субъекта.
Общие методологические изменения в сфере образования должны исходить из наличия тренда к смещению сферы образовательного взаимодействия в сферу электронного информационного пространства, которая в данном случае выступает как вторая реальность, и ее значимость в перспективе будет лишь все время увеличиваться.