​Аттестация

С 1 января 2011 года вводится в действие Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. №209.
Новый порядок предусматривает, что аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Согласно пункту 18 Порядка аттестации не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с новым порядком аттестации педагогический работник не имеет права отказаться от прохождения аттестации, поскольку аттестация с целью установления соответствия занимаемой должности для педагогических работников является обязательной, если они не имеют квалификационной категории либо не подлежат аттестации в соответствии с пунктом 18 Порядка аттестации педагогических работников.
Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника. Следовательно, в соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает каких-либо преимуществ при установлении квалификационных категорий либо продление сроков их действия для лиц, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, для победителей конкурсного отбора лучших учителей.
Вместе с тем разъяснениями по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (направлены письмом Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 г. №03-52/46) отмечено следующее: принимая во внимание, что к указанным наградам, почетным званиям, к участию в конкурсном отборе, как правило, представляются педагогические работники, имеющие квалификационную категорию, при рассмотрении их заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию, поданных до истечения срока ее действия, для них могут быть предусмотрены особенности и иные формы ее проведения, которые могут быть закреплены в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном и региональном уровнях социального партнерства.

Пенсия

Я проработала старшей пионервожатой с 1983 по 1986 год без педагогической нагрузки. Также на этой должности и без педагогической нагрузки мне пришлось поработать и в период с 1991 по 1999 год. Включаются ли в стаж для досрочной педагогической пенсии эти периоды?

Для определения права на досрочную педагогическую пенсию подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. подобными списками.
Педагогические работники, проработавшие в свое время в должности старшей пионервожатой, в судебном порядке положительно решают вопрос о досрочном назначении им указанной пенсии. Однако только в том случае, если работа в должности старшей пионервожатой происходила до 22 сентября 1993 года - до момента, когда действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с которым учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Основанием для обращения в районный суд является официальный отказ Пенсионного фонда РФ признания периода работы в должности пионервожатой в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Ссылаться следует на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденный постановлением президиума Верховного суда РФ от 01.08.2007 г., которым, в частности, указано следующее.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 г. №2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В вашем случае отказ пенсионных органов засчитать в стаж для досрочной педагогической пенсии время работы в должности старшей пионервожатой можно было бы оспорить только по периодам с 1983 по 1986 год и с 1991 по 22.09.1993 года, однако при этом должно быть выполнено второе условие - выработано не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Образовательный процесс

Имеет ли право директор требовать от учителя подготовку методической документации по своему предмету без дополнительной оплаты?

Статьей 15 Закона РФ «Об образовании» установлены общие требования к организации образовательного процесса. В ней, в частности, установлено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196) - далее Положение - также установлены лишь общие требования к образовательному процессу и подготовке методических материалов. Пункт 36 Положения предусматривает, что содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и уставом общеобразовательного учреждения (п. 40 Положения).
Таким образом, законодательством четко не установлено, кто конкретно из участников образовательного процесса должен разрабатывать программы и методические рекомендации. В данном случае нужно руководствоваться положениями устава общеобразовательного учреждения, должностной инструкцией и другими локальными документами, изданными в соответствии с законодательством.

Трудовые отношения

Есть доказательства, что увольнение по сокращению штата в отношении учителя проведено незаконно. В какой срок после вскрытия таких обстоятельств можно обратиться в суд?

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Если месячный срок пропущен, то надо иметь в виду следующее. Сам по себе пропуск срока не является основанием для отказа в принятии искового заявления. Заявление должно быть принято к производству независимо от истечения срока на обращение в суд. Судья не вправе ставить на обсуждение вопрос о пропуске срока. Согласно ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. В силу той же статьи истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, если ответчик будет ссылаться на пропуск срока исковой давности, то суд может отказать в удовлетворении исковых требований работнику без исследования фактических обстоятельств дела.
Вопрос о пропуске срока как основании для отказа в удовлетворении исковых требований может быть рассмотрен судом и в предварительном судебном заседании.
Однако законодательством предусмотрена возможность восстановления срока обращения в суд в случае его пропуска по уважительным причинам (ст. 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольными членами семьи).
Заявление истца о восстановлении срока может быть сделано как в устной, так и в письменной форме.
Если суд установит, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, то будет принято решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств дела (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).