Владимир КАШИН, депутат ГД РФ:
Разве закон решает проблему?

У нас сегодня 1 миллион 700 тысяч детишек стоят в очереди в детские сады, а для тех, кто сегодня посещает детские сады, родительская плата непомерная. Этим законом мы не решаем проблему. Мы все перекладываем на регионы, а регионы перекладывают это на родителей.

Иван ЛОБАНОВ, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки РФ:
Гарантии остаются

Этот законопроект предоставляет субъектам Российской Федерации возможность самостоятельного определения размера компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях. При этом законопроект закрепляет норму, согласно которой размер указанной компенсации, определяемой субъектом Российской Федерации, не может быть ниже размера, установленного действующей редакцией Закона Российской Федерации «Об образовании». Закон закрепит положение о том, что субъекты Российской Федерации будут самостоятельно определять размер компенсации, устанавливая его не ниже 20 процентов от внесенной родительской платы на первого ребенка, не ниже 50 процентов на второго ребенка, не ниже 70 на третьего и последующих детей. Такое положение не уменьшает размера выплачиваемой в настоящее время родителям дошкольной компенсации. Хочу отметить, что дотации из федерального бюджета на эти цели в бюджеты субъектов направлялись, но если смотреть статистику, то за 2007 и 2008 годы (каждый год) по этой статье субъекты не выбирали порядка 800-900 миллионов рублей. В 2009 году неизрасходованные средства на эти статьи составляли около 1 миллиарда рублей, то есть налицо неэффективность самого механизма использования такого метода софинансирования. В результате принятия закона форма софинансирования, материальной компенсации переводится в другую плоскость, помощь будет направляться в виде дотаций по обеспечению сбалансированности бюджетов, в частности, по этой статье за 2010 год в субъекты было направлено около 58 миллиардов рублей, из них 12,3 миллиарда рублей субъекты использовали как раз на выплату компенсаций. Поэтому гарантирующая норма остается в законе.

Екатерина КУЗЬМИЧЕВА, член Комитета ГД РФ по образованию:
Что такое адресность

Законопроект предлагает другую редакцию статьи 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании», расширение прав субъекта Российской Федерации на определение размера компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу «Дошкольное образование», и позволит повысить компенсацию семьям, нуждающимся в ее получении. В Пояснительной записке, которую представило Правительство Российской Федерации к законопроекту, определено то, что уже в 2009 году было принято решение при утверждении Закона «О бюджете на 2010-й и последующие 2011-й и 2012-й годы» оказывать финансовую помощь субъектам, для которых увеличены объемы ответственности. Наш комитет не разделяет позицию Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей как соисполнителя, не поддерживающего данный законопроект. Основной аргумент комитета связан с тем, что увеличивается объем ответственности субъектов Российской Федерации. Но 16 органов законодательной власти и 42 органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации закон поддержали. Гарантия, которая предусмотрена действующим законодательством в размере получения компенсации 20 процентов, 50 и 70, остается, но субъектам дано право увеличивать размер этой компенсации. Ныне ситуация складывается таким образом, что не все родители заявляют право на получение компенсации. Понятно, что малообеспеченным нужна компенсация, а достаточно обеспеченным она просто-напросто не нужна. Поэтому адресность заключается в том, что можно увеличить компенсацию для получателей, которые в ней нуждаются. То, что субъекты РФ поддержали законопроект, не дает им права отказаться от компенсации вовсе, потому что действующее законодательство определяет выполнение этих норм в обязательном порядке.

Нина ОСТАНИНА, депутат ГД РФ:
Работать будет некому

Ровно год назад, 30 сентября, накануне принятия Федерального закона «О бюджете», правительство внесло пакет антикризисных законов. В этот пакет входили в том числе и поправки в статью 52 пункт 3 Федерального закона «Об образовании», где речь шла о временном приостановлении финансирования за счет государственного бюджета содержания детей в детских садах. Одновременно напомню о том, что кроме этого федерального мандата приостанавливалось еще и действие двух федеральных мандатов: финансирование оздоровительной кампании детей и софинансирование детских пособий.
Когда вносился этот пакет законов, речь шла о том, что приостанавливается действие законов только до 1 января 2011 года. Мы еще не подвели итоги (к чему призывал Кудрин) и не знаем, справились регионы с этим или нет, но уже сейчас, опережая события, принимаем закон, который навсегда лишит субъекты права получать средства из федерального бюджета на содержание детей в детских садах.
Нынешним летом из 15 миллионов детей, которые нуждались в оздоровлении, на Азовском и Черном морях отдохнули только 113 тысяч ребятишек! Все остальные провели лето у себя дома. Хорошо, если это были какие-то загородные лагеря, а в основном это пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей.
Первое место по экономии на детях заняла Кабардино-Балкария - 38,8 рубля в день на ребенка, второе место у Орловской области - 45 рублей, третье у Белгородской области - 60,5 рубля на одного ребенка. Поэтому совершенно очевидно, что регионы не справились с этой нагрузкой. Равно как не справятся регионы и с тем, что мы передаем им финансирование содержания детей в детских садах.
Сегодня вряд ли кто-то из губернаторов осмелится возражать против принятия этого закона. Но тот факт, что только 16 субъектов Федерации выступили в поддержку закона, говорит о том, что все-таки он не одобрен даже исполнительной властью территорий. Могу сделать лишь один вывод: Министерство образования и науки РФ, Комитет Государственной Думы по образованию, те депутаты, которые проголосуют за этот законопроект, хотят свернуть реализацию концепции демографической политики в Российской Федерации. Если и дальше будет сокращаться население, то надо будет продлять возраст людей, которые находятся на госслужбе, не до 60, а до 80 лет, потому что работать будет некому.

Тамара ПЛЕТНЕВА, депутат ГД РФ:
Не станем лукавить

В бюджете не заложены средства на софинансирование выплат семьям. Получается, что кризисный год только для федеральных финансов, а для региональных финансов кризиса нет? Скажем честно: этих выплат, особенно в дотационных регионах, не будет, или они будут, но на мизерном уровне, и останутся наши ребятишки опять не обеспечены детскими садами. Буквально год назад мы голосовали за бюджет, в котором были заложены все дотации и прописана обязанность федеральной власти давать в регионы эти дотации. Мы очень много говорим о социальной политике, но видим, что сады, которые закрывались, пока не открываются. Все ведомственные садики позакрывались, потому что развалилась промышленность. Сейчас эти проблемы встали остро. Да, немножко повысилась рождаемость, но нет места в детсадах. Куда делись сады? Их раскупили коммерческие структуры.
Теперь о плате, которая очень высока. Цифры ни о чем не говорят, потому что в разных регионах разная стоимость пребывания в детском саду. Те дотационные регионы, которые смогут что-то сделать, будут делать, те, кто из-за скудности бюджетов не сможет позволить себе выплату таких дотаций, будут деньги тратить по усмотрению местной власти.
Насчет адресности скажу так: в муниципальные детские сады водят детей в основном люди, как раз нуждающиеся в помощи. Богатые, те, кто может платить, нанимают гувернеров и гувернанток и своих детей не поведут в обычный сад. Поэтому давайте не будем лукавить: просто закон нужен, чтобы снять обязанность с федеральных властей давать деньги в регионы. Наши губернаторы не избираются народом и будут говорить то, что им сверху подскажут.

Валерий ГАРТУНГ, депутат ГД РФ:
В чем причина?

Этот законопроект - звено в цепи последовательного ухода государства из финансирования социальной сферы. Мы понимаем причины, по которым вносятся подобные законопроекты. У нас существует дефицит федерального бюджета. Если раньше дефицитный бюджет был при цене на нефть 20 долларов за баррель, то сегодня уже дефицит при цене почти 80 долларов. Нужно не сокращать расходы государства на социальные нужды, а увеличивать доходную часть, вводить прогрессивную шкалу подоходного налога. Сейчас социальный налог 26 процентов, а с нового года это будет уже 34 процента. Но для зарплат свыше 415 тысяч рублей в год платежи будут составлять 0 процентов (сейчас 2 процента), естественно, это сказывается на доходах Пенсионного фонда. Только дотации государственного бюджета в бюджет Пенсионного фонда составляют 2,5 триллиона рублей. Вот государство и пытается найти какие-то способы сократить дефицит бюджета. Мы предлагаем отказаться от практики сокращения государственных расходов на социальные нужды, направив усилия на поиск дополнительных источников пополнения бюджета.