В статье 50 (п. 8) сказано, что должностные оклады (ставки) педагогических работников подлежат повышению с учетом их педагогического стажа, квалификационной категории, наличия почетных званий, государственных наград. К сожалению, здесь не учтен уровень образования педагогов, а ведь именно зависимость должностных окладов от уровня образования стимулировала педагогов к получению высшего образования и как следствие приводило к повышению качества учебного процесса.

Предложение. Ст. 50, п. 8, абзац 2 предлагаю в следующей редакции: «Должностные оклады (ставки) педагогических работников подлежат повышению с учетом их педагогического стажа, квалификационной категории, уровня образования, наличия почетных званий, государственных наград в порядке и размерах, определяемых системами оплаты труда, действующими в организации-работодателе».
В последнее время встречается все больше случаев, когда образовательную деятельность в области физической культуры и спорта осуществляют частные лица, не имеющие соответствующего образования и квалификации. Это положение закрепляет ст. 56 (п. 4), согласно которой индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. Но одно дело преподавание общеобразовательных предметов, и совсем другое - организация учебно-тренировочного процесса в области физической культуры и спорта, где неквалифицированно организованными занятиями нередко наносится вред здоровью детей.
Предложение. Индивидуальную педагогическую деятельность в области физической культуры и спорта должны осуществлять лица, имеющие соответствующую лицензию и прошедшие аттестацию. Для этого необходимо в ст. 56, п. 4, внести дополнение: «Индивидуальная педагогическая деятельность в сфере физического воспитания и спортивной подготовки подлежит лицензированию».
В статье 80 (п. 9-1) записано, что документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется лицензирующим органом в случае необходимости дополнения документа... сведениями об адресах мест осуществления образовательной деятельности.
Принимая во внимание то, что в учреждениях дополнительного образования занятия проводятся не только по адресу нахождения организации, но и на базе общеобразовательных, дошкольных, спортивных учреждений, на базе спортивных лагерей, на учебно-тренировочных сборах, можно сделать вывод: места проведения занятий могут изменяться и дополняться в течение года несколько раз. И каждый раз необходимо будет переоформлять лицензию? Но ведь все эти организации, а соответственно и принадлежащие им места осуществления образовательной деятельности прошли процедуру лицензирования и имеют соответствующие документы.
Предложение. Учитывая сложность, трудоемкость и длительность процесса лицензирования, предлагаю в ст. 80, п. 9-1, добавить следующее предложение: «Организациям дополнительного образования, в случае если добавляемые адреса проведения образовательной деятельности принадлежат другим образовательным и спортивным организациям, имеющим соответствующие лицензии, переоформлять документ, подтверждающий наличие лицензии, необязательно».
В статье 87 (п.п. 1, 2, 4) для организаций дополнительного образования не предусмотрено нормативное финансирование образовательных услуг. Более того, предлагается финансирование дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с законодательством о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В результате конкурса этот заказ может выиграть одна организация. При наличии же нескольких учреждений одного профиля остальные остаются без финансирования своих образовательных программ, что со временем приведет к их ликвидации.
Предложение. В ст. 87, п. 1, добавить следующий абзац:
«Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с установленным государственным (муниципальным) заданием и на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося дополнительной образовательной программы, а также содержание обучающегося в образовательной организации, в зависимости от числа обучающихся в образовательном учреждении с учетом уровня и направленности образовательных программ, специфики контингента обучающихся, вида и категории образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса».
В ст. 87, п. 2, из абзаца 1 убрать фразу «дополнительных общеобразовательных программ».
В ст. 87, п. 2, из абзаца 2 убрать фразу «дополнительных общеобразовательных программ».
В ст. 87, п. 4, абзац 3 предлагаю в следующей редакции:
«Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов устанавливается порядок и методика расчета нормативов финансирования предоставления дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и частных дошкольных образовательных организациях и реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях дополнительного образования за счет средств местного бюджета».
В статье 146 (п. 2) перечислены виды организаций дополнительного образования детей. К сожалению, в этом перечне отсутствуют виды учреждений, существующие на сегодняшний день. Этим организациям придется менять всю учредительную документацию. Это приведет к неоправданной потере времени труда и финансовых средств.
Предложение. Необходимо оставить перечень видов организаций дополнительного образования детей в том виде, в каком он существует на сегодняшний день. Ст. 146, п. 2, будет выглядеть следующим образом: «Для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей создаются образовательные организации дополнительного образования детей следующих видов: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
детско-юношеские спортивные школы;
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Иные виды образовательных организаций дополнительного образования детей могут быть дополнительно установлены субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации.
В статье 162 (п. 1) основная задача, стоящая перед образовательными программами в области физической культуры и спорта, - подготовка спортсменов. Но для учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности подготовка спортсменов не единственная и не главная задача.
Предложение. Ст. 162, п. 1, изложить в следующей редакции:
«Физическое воспитание детей, подростков и молодежи осуществляется посредством реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на:
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
- пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- реабилитацию детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, средствами физической культуры;
- привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом учащихся с ограниченными возможностями;
- обучение учащихся знаниям по гигиене, оказанию первой медицинской помощи и оценке состояния физического развития организма;
- привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких спортивных результатов».
В статье 162 (п.п. 3, 4, 9) сказано, что разработка и утверждение типовых учебно-тренировочных программ, порядок приема в образовательные учреждения физкультурно-спортивной направленности и другие особенности организации и ведения образовательной, учебно-тренировочной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта возлагаются на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта. Однако большинство учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности находятся в системе образования. Поэтому целесообразно, чтобы вышеназванные нормативные акты принимались совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования Министерством образования и науки.
Предложение: В статье 162, п. 3, дополнить второй абзац фразой «и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования».
В статье 162, п. 4, дополнить второй абзац фразой «и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования».
В статье 162, п. 9, после слов «...в сфере физической культуры и спорта» добавить фразу «и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования».
В статье 162 (п. 7) сказано, что в учебно-тренировочных группах продолжительность занятия не должна превышать трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю. Но согласно ныне действующим нормативам, образовательным программам и методическим рекомендациям недельная нагрузка на данном этапе подготовки составляет 12-20 часов. Принятие п. 7 статьи 162 в данной формулировке разрушает систему многолетней подготовки юных спортсменов и неминуемо скажется на качестве учебно-тренировочного процесса.
Предложение.
1. Убрать из второго абзаца п. 7 статьи 162 фразу «при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю»;
или
2. Во всех типах образовательных организаций недельные учебные нагрузки и их распределение регулируются не федеральным законом, а нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, - Министерством образования и науки РФ, Роспотребнадзором, образовательными программами и локальными нормативными актами. Поэтому предлагаю рассмотреть вопрос об исключении п. 7 статьи 162 из федерального закона.

​Юрий ПЕРЕГУДОВ, директор детского образовательно-оздоровительного центра города Узловая Тульской области, член экспертного совета по дополнительному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ