В нашей работе немало проблемных зон. В первую очередь это медобслуживание - школы не имеют нормативной возможности для сотрудничества с медработниками, которых не хватает в образовательных учреждениях. Во-вторых, высокие нагрузки и перегрузки. Стандарты по начальной школе полностью противоречат нормам СанПиНа, и их нужно приводить в соответствие. В-третьих, нам необходимо обеспечить качественное питание для каждого школьника, в том числе и горячее. Регионы ищут средства для их организации, но остается острым вопрос государственного заказа и тендера, ведь в конкурсе побеждает не тот, кто предлагает высокое качество, а тот, кто предлагает низкую цену, снижение цен ведет к снижению качества питания.
У нас идет вечный диалог с нашими коллегами, работающими в медицинской сфере, - врачами, медсестрами, с детскими поликлиниками, которые помогают нам в решении проблем здоровьесбережения. Наши коллеги-медики говорят, что образование должно учить, а не заниматься вопросами здоровья - это дело медицины. Мы все время пытаемся им объяснить, что это, конечно, дело медицины, но когда медики говорят о здоровье, то имеют в виду лечение больного человека: как лечить, как проводить профилактическую работу. Но сохранение внутренних ресурсов здоровья, формирование образа жизни, внутренней культуры по отношению к себе, своей личности - компетенция образования. Делить нам здесь нечего, только в тесном сотрудничестве можно организовать действительно серьезную образовательную программу в разделе здоровья ребенка. Тот принцип, который формируется на сегодняшний день в каждом образовательном учреждении, - это принцип открытости, когда школа не здание, даже не тот педагогический коллектив, который работает в этом здании, а социальный институт. Чем более этот институт открыт к сотрудничеству, взаимодействию, к включенности различных общественных, профессиональных, производственных, научных, культурных организаций в его работу, тем богаче будут образовательная программа и образовательный процесс. В отношении здоровья этот принцип тоже становится ведущим, тут проблемы связаны и с управленческими решениями, и с правильной организацией питания детей, и с правильным медицинским обслуживанием, и с правильным режимом организации учебного процесса, и с выполнением требований Роспотребнадзора, санэпиднадзора. Но есть и педагогические решения, которые должны присутствовать в образовательной программе. Есть воспитательная составляющая, и, безусловно в этом вопросе немаловажную роль играет сама личность ребенка, родители - непосредственные участники организации образовательной программы. Те стандарты, которые приняты по начальной школе, разрабатываются для основной и старшей школы, полностью входят порой в противоречие с теми нормами санитарно-гигиенического требования, которые закреплены за общеобразовательными процессами. Если не привести их в соответствие со стандартами и не понять, что же все-таки главное - стандарты и нормативно-правовая база разных ведомств, обеспечивающая реализацию стандарта, или нормативно-правовая база, а потом уже стандарты, то ничего хорошего не получится. Если мы вводим новые стандарты, то давайте приведем в соответствие всю нормативно-правовую базу, которая должна сопутствовать их успешной реализации. Это, кстати, требования не только санитарно-эпидемиологического надзора, это требования и 83-го закона, непонятно как соотносящегося с теми стандартами, которые есть, и реализация в полном объеме общеобразовательных программ, в том числе и в плане здоровья. Как определять государственную услугу образовательного учреждения, в том числе по вопросам здоровья ребенка? А если этого всего нет, тогда не надо со школы спрашивать за сохранение здоровья детей.
94-й закон кричит, стучится во все двери: «Уважаемые коллеги, о чем вы говорите? О качестве питания? Хотите дать каждому школьнику горячее питание? Конечно, школьник не может шесть часов находиться без горячего питания! Но все - по тендеру!» Да, школьник не может. Регионы находят средства для решения данной проблемы, собирают эти средства, нормируют их, определяют формы организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях, потом все это выходит на аукцион. Все выделенные средства поступают победителям конкурсов, снижающих запрашиваемое финансирование на 30-40 процентов. Тут оказывается главным не качество питания, не то, что ребенку поставят на стол. Мы изначально все просчитали, уже нечего снижать, но организации снижают все на 30-40 процентов. Мы получаем победителей, а потом начинаем удивляться - откуда у нас гнилые картошка и морковка, откуда замороженное мясо, почему куры не охлажденные, а замороженные? Да все оттого, что законодательная база не способствует качественному решению задачи, связанной с проблемами здоровья ребенка.
Есть замечательные показатели того, как эффективно работает регион, в том числе и в области образования. Если посмотреть на показатели эффективности, то самое главное, чтобы в классе было 25 человек. А когда созданы классы эксклюзивного образования, коррекционно-развивающего обучения, в которых может быть по норме не 25 человек в классе (больные дети), а даже до 12 человек? Мы формируем специальную образовательную программу, которая соответствует их возможностям, темпам обучения. Но раз нет 25 человек в классе, делают вывод: регион работает неэффективно. Это один из показателей эффективности, который совершенно не способствует реализации задач образования. Откуда такие показатели эффективности работы регионов в области образования? Нормативно-образовательная база реально должна способствовать, а не препятствовать решению проблем здоровья детей.

Что предлагаем исправить?
    На основании введенных в 2002 году «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 1178-02», утвержденных главным санитарным врачом Российской Федерации, изменились требования к объемным показателям образовательных учреждений - сократилось количество обучающихся в них (средняя наполняемость столичных школ составляет 500-700 человек) с введением приказа Министерства здравоохранения РФ от 16.11.2001 г. №371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник в городах с населением свыше 25 тысяч человек». Но в Москве сложилась ситуация, когда одна медицинская сестра вынуждена обслуживать 2-3 образовательных учреждения, а врач, как правило, больше.
    Льготы и преимущество по прохождению аттестации и выслуге лет, которые существуют для врачей и медицинских сестер, на медицинских работников, работающих в образовательных учреждениях, по системе медицинского страхования не распространяются.
    С 2007 года в Москве реализуется проект по внедрению «Паспорта здоровья ребенка» как эффективного инструмента для наблюдения и концептуального осмысления всех событий в сфере здоровья ребенка на протяжении его школьной жизни. При этом для медицинских работников, работающих в школах на 0,5, 0,25 ставки или бригадным методом, работа с «Паспортом здоровья ребенка» - дополнительная нагрузка, на которую рабочего времени не предусмотрено. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в пункт 3.1 и пункт 5 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.2001 г. №371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тыс. человек из расчета: одна должность врача-педиатра и две должности фельдшера (медицинской сестры) образовательных учреждений на 600 учащихся, но не менее одной должности врача-педиатра и фельдшера (медицинской сестры) на образовательное учреждение с числом учащихся менее 600.
Полагаем также необходимым рассмотреть вопросы:
    сохранения за врачами и медицинскими сестрами, которые состоят в штате образовательных учреждений, льгот и социальных гарантий по прохождению аттестации и выслуге лет, существующих для медицинских работников других категорий;
    возможности оплаты труда в рамках медицинского страхования по количеству принятых пациентов;
     ускорения разработки требований к лицензированию медицинской деятельности в образовательных учреждениях, отличающихся от требований, предъявляемых к коммерческим структурам;
    при составлении проекта новой редакции СанПиН учесть положительный опыт апробирования и применения в школах здоровья ростовой мебели и парт-конторок, оказывающих эффективное профилактическое воздействие на состояние опорно-двигательной системы обучающихся и здоровья в целом.
В здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений важную роль играет организация полноценного витаминизированного питания. Весь контингент детей должен быть охвачен горячим питанием, и это должно быть не за счет родительских средств. Особое внимание следует уделить решению проблемы школьного питания вне 94-го закона.

Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ:

- О здоровом и безопасном образе жизни, культуре питания говорится в 94-ФЗ. В федеральных образовательных стандартах, смею напомнить, есть три «т»: требование к содержанию образовательных программ, требование к условию реализации образовательных программ и требование к освоению этих программ. Вот как раз в части последнего «т» специально в качестве особого требования было названо требование сформированности у выпускников школы культуры здорового и безопасного образа жизни и соответственных поведенческих стереотипов. Это, конечно, очень сложная, многомерная задача, но мы успешно работали в рамках федерального экспериментального проекта «По усовершенствованию организации питания в нашей стране», в который включились 33 субъекта Федерации. Организация питания сегодня в школе сопрягается с очень большим количеством проблем, в том числе с некоторыми неудобствами, связанными с положениями 94-го Федерального закона. Как раз одна из целей проекта - отработка законодательных, нормативно-правовых, технологических, организационных, кадровых и иных вопросов, связанных с внедрением передовых технологий в сферу школьного питания таким образом, чтобы в каждой школе работала модель, позволяющая всех охватывать качественным горячим питанием, включая диетическое меню всех детей, учитывая особенности каждого ребенка. За два года реализации проекта почти 90 процентов опрошенных говорили об эффективности его реализации, 96 процентов школьников положительно отметили изменения в школьных столовых с точки зрения всех санитарных норм, комфорта, уюта и качества питания. Наиболее высокий процент положительных ответов мы получили по Калининградской области, Санкт-Петербургу, Кемеровской области. Нужно сказать, что этот проект подтолкнул многие субъекты к созданию своих региональных программ регулирования школьного питания. По итогам проекта, который завершится к 2012 году, предполагается во всех субъектах РФ внедрить новые модели школьного питания. Мы предполагаем, что уже в 2011 году в 33 субъектах, где идет эта работа, откроются стажировочные площадки. Необходимо обеспечить соответствие организации деятельности учреждений в сфере общего образования требованиям федеральных государственных стандартов общего образования именно в части требований к основным образовательным программам, условиям их реализации и требованиям в части освоения культуры правильного питания. Все это в стандарте подробно описано, и сейчас задача - на местах обеспечить выполнение этого стандарта, соответствие ему.