Из полученных ответов на обращения по поводу  оплаты труда  мы узнали, что:
1) Минимальная заработная плата учителя, гарантированная федеральной властью, составляет 4330 рублей, включая все надбавки и доплаты.
2) Должностные ставки (оклады) педагогов ниже этой суммы, по мнению чиновников, соответствуют трудовому законодательству и политике Правительства РФ в образовании.
3) Действие единой тарифной сетки, с одной стороны, прекращено, так как  новый размер МРОТ в расчетах ставок не применяется,  а нынешние ставки педагогов рассчитываются умножением МРОТ 2007 года, равного 1712 рублям, на разрядные коэффициенты. И это тоже, как следует из полученных ответов, не противоречит действующему законодательству.
4) Предстоящий переход на новую систему оплаты труда не предполагает существенного увеличения базовой части оплаты труда, то есть  ставок и окладов педагогических работников.
5) Ответственность за финансирование оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях, с одной стороны, несет муниципалитет, с другой стороны, определяется субвенцией, направляемой в ЗАТО города Снежинска правительством региона по установленному в регионе нормативу.
6) Практику, когда нагрузка педагогов составляет 1,5-2 ставки и более (которая приобрела массовый характер в школах),  чиновники считают допустимой и кардинально менять не планируют.

Инициативная группа считает сложившуюся ситуацию с оплатой труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях разрушительной для всей системы общего образования:
1) Размеры учительских ставок от 3195 до 4827 рублей и средние начисления на одну ставку от 5 до 8 тысяч рублей  (Снежинск, сентябрь 2010 года) не выдерживают никакой критики, унижают человеческое достоинство и, по нашему мнению, просто позорны как для Снежинска, так и для любого города России. Родители справедливо упрекают учителей: «Как вы можете воспитывать достойных граждан России, если сами терпите положение рабов?»
2) Из-за вынужденной перегрузки учителей катастрофически снижается качество образования, получаемого детьми в школах. Высокие показатели некоторых школ достигнуты во многом трудом репетиторов за родительские деньги.
3) Работа с нагрузкой в 1,5-2 ставки и более приводит к ускоренному эмоциональному выгоранию педагогов, к серьезным нарушениям здоровья учителей, что не может не сказаться на учебном процессе.
4) Создается видимость укомплектованности школ учительскими кадрами и даже избытка кадров, о котором необдуманно, по нашему мнению, заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко 9 сентября 2010 года.
5) Ничтожно малый приток молодых учительских кадров в систему образования, связанный с абсурдно низкой оплатой тяжелого труда, не способствует повышению ответственности учителя за качество работы, поскольку на его место практически нет желающих.
6) Внедрение новых образовательных стандартов, новых педагогических технологий превращается в очередную кампанию, поскольку учителю, вынужденно работающему за двоих, чтобы прокормить семью, просто не хватает времени и сил ни на осмысление новаций, ни на самообразование.
7) Очевидна несправедливость положения, при котором квалифицированный труд специалиста с высшим образованием оплачивается практически так же, как и труд технического персонала.
 
Подписавшие это письмо педагоги понимают, что простого и быстрого выхода из создавшейся ситуации нет. Нам понятно, что массовое возвращение педагогов к нормальной нагрузке (что возможно только при повышении ставок в разы) приведет к большой нехватке учителей.
Главная цель нашего обращения состоит в том, чтобы донести  тревогу за положение в общеобразовательных школах до руководителей страны, региона, города, до всех слоев общества, добиться понимания  и принятия срочных мер, адекватных серьезнейшему кризису. Другими словами ситуацию в системе общего образования мы назвать не можем.
Поэтому мы предлагаем:
1) Признать вопрос о значительном повышении ставок (базовой части зарплаты) педагогов приоритетным при планировании бюджетов всех уровней на 2011 и последующие годы.
2) Для оценки укомплектованности школы педагогическими кадрами, а также как один из показателей качества образования применять разницу между числом работающих педагогов и количеством занимаемых ими ставок.
3) Поставить на ближайшие 1-2 года задачу постепенного доведения заработной платы педагогов за одну ставку до средней в регионе.
4) За счет предлагаемого в пункте 1) пересмотра приоритетов при верстке бюджетов соответствующего уровня обеспечить финансированием в 2011 году кардинальное повышение ставок педагогических работников.

От редакции

Ответа на свое письмо учителя еще не получили. «УГ» следит за  развитием ситуации.