Если педагоги будут уверены, что членство в профсоюзе поможет им в защите их прав и интересов, в реализации их способностей, продвижении по работе, они станут членами профсоюза. Нужно только четко определить и довести до каждого, на что он может рассчитывать, почему выгодно состоять в профорганизации. Сегодня мы живем в рыночных условиях, поэтому сбрасывать со счетов прагматические мотивы не стоит, даже если работаешь в бюджетном учреждении. Как же сломать стереотипы, донести правду о делах профсоюза? Я начинаю разговор о преимуществах членства в нашей организации с примера: в коллективе возникла ситуация сокращения, под ударом оказались два учителя, которые одинаково защищены законом. Но один - член профсоюза, а другой - нет. По поводу сокращения первого учителя директор будет со мной консультироваться, согласовывать увольнение, а я, если потребуется, буду его защищать. Второй учитель не член профсоюза, он столкнется с проблемой один на один, и в случае конфликта профсоюз ему руку помощи не протянет.
Действуя в одиночку, работник практически лишен возможности вести переговоры с работодателем на равной основе. Конечно, можно обратиться к юристу со стороны, но только платно, и для учительского кошелька эта сумма ощутимая, к тому же, как показывает практика, помощь стороннего юриста не всегда эффективна.
Есть одна черта в наших людях, которая реально мешает серьезному объединению и стоит на пути нашего единства, - это желание отсидеться в стороне за спинами других: вы бастуйте, а мы подождем. Они не вместе, а рядом с профсоюзом. Такую позицию трудно переломить, а сегодня система построена так, что власть имущие используют древний метод управления - «Разделяй и властвуй!». Разделили регионы, разобщили людей по уровню доходов. Даже в нашей отрасли учителей развели в разные стороны: вроде бы федеральные стандарты и учебные программы одинаковые, школьные предметы и должностные обязанности педагогов одни и те же, проблемы наполняемости классов коснулись всех, а уровень оплаты труда разный. Поэтому профсоюзу трудно выстраивать единые требования, но несомненное его достижение и заслуга в том, что он смог объединить большинство работников.
Насущная проблема - низкая заработная плата в отрасли. Сегодняшний уровень жизни не соответствует уровню дохода учителя. Что бы ни говорили о доплатах за первые годы работы, проблемы они не решают. Достаточно зайти в магазин и посмотреть на цены или получить квитанцию по оплате коммунальных услуг. А ведь мы молодые, хочется организовать достойный досуг, модно одеваться, отдыхать, расти профессионально, а для этого иметь хороший компьютер, доступ в Интернет, повышать квалификацию... Хочется детям покупать фрукты и возить отдыхать на море, а не пичкать макаронами и рассказами о привлекательности отдыха у бабушки на огороде.
О грустном говорить не хочется, но придется. Выводы, которые можно сделать исходя из текущего положения дел в обществе вообще и образовании в частности, неутешительны. Государству, видимо, не нужны умные и талантливые. Нужны ему послушные исполнители, которые не задумываясь будут повиноваться приказам. Кругом говорят о новом отношении к школе, даже год назвали Годом учителя, а учителя, получая свою заработную плату, бедствуют. Тем временем реформа, красиво названная «модернизацией образования», продолжается. Вводят новую форму аттестации учителей, говорят, что будут «мотивировать» педагога. Вот только чем, интересно? Почему-то по возрастающей идет нагрузка: появляются дополнительные обязанности учителя, объем документации раздут до необъятных размеров, и все это не подкреплено материально. Вместо того чтобы значительно повысить учителям зарплату, ввели НСОТ, которая (не будем лукавить!) провалилась. В Год учителя мы вынуждены ДОБИВАТЬСЯ индексации своей зарплаты. Может быть, нам на забастовку выйти и таким образом отметить наш «учительский год»?