Марина ГОЛУБОВА, учитель математики гимназии №6, Воронеж:
- Я знаю, и во многом благодаря тому, что долго проработала председателем школьного профкома. Но проблема даже не в том, что учителя не знают своих прав (многие знают), а в том, что не умеют их отстаивать. Не каждый осмелится пойти к руководству и потребовать три дня к отпуску за то, что все полугодие проработал без больничного. Особенно это касается молоденьких девочек-учителей. Но и им, и всем остальным надо хорошо знать не только Трудовой кодекс, но и устав школы, в котором тоже оговариваются многие льготы.

Ольга СЕРГЕЕВА, преподаватель географии школы №4, Великий Новгород:
- В связи с тем что в Новгородской области сейчас многие школы переходят в статус автономных, педагогические коллективы пристальнее изучают различные нормативные документы. Мы с коллегами, например, перечитывали закон об образовании, вместе составляли новую редакцию устава школы и некоторые другие локальные акты. Так что и наши обязанности, и наши права у всех на слуху. Кроме того, у нас в школе работают очень грамотные в юридических вопросах учителя истории и обществознания, которые могут помочь при необходимости коллегам.   

Ирина ПЫЛИНА, учитель начальных классов школы №302, Санкт-Петербург:
- У меня ровно такие же права, как у любого гражданина нашей страны. Я имею право на отдых в виде ежегодного отпуска, на лечение, свободу передвижения и т. д. Единственное право, которым я могу воспользоваться как педагог, - это право выбора программы обучения.

Елена ПОЛАЗАНОВА, учитель одной из нижегородских школ:
- В школе работаю больше двадцати лет, и только один раз на каком-то очередном совещании в начале учебного года нам дали ознакомиться с нашими правами и обязанностями. Мы бегло просмотрели эти перечни и, подписав их, вернули руководству. Помню, что права почти полностью дублировали некоторые из обязанностей. Так, например, там было сказано, что «учитель имеет право входить в школу и проводить уроки, выставлять оценки и докладывать начальству обо всех происшествиях». Из нормальных прав запомнилось только одно - учитель имеет право повышать свою квалификацию раз во сколько-то лет. Но это же, замечу, входит в его обязанности...

Аида БЕЛОУСОВА, преподаватель информатики гимназии №116, Екатеринбург:
- Сама удивляюсь, но не задумывалась над этим. С нас все больше спрашивают: то должны, это должны... Мы, наверное, привыкли к позиции ответчика. Но ведь и у нас есть свои права! Такие же, как у любого человека: на признание, на собственное мнение, на личное отношение к тем же ученикам. Я думаю, что обязанности не должны учителя подавлять, принижать, ему следует оставаться сильным, с чувством собственного достоинства. В общем, я за право учителя на уважение и самоуважение!