Ученые, управленцы, методисты, педагоги коррекционных школ и реабилитационных центров из разных регионов страны обсуждали насущные проблемы образования детей с ограниченными возможностями. С особой остротой сегодня стоит одна из них: насколько развивает трудовые и социальные навыки инклюзивное обучение? Алина Левитская, директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России, в своем докладе подчеркнула, что развитие совместного образования инвалидов и здоровых детей не означает отказа от лучших достижений российских коррекционных школ. По данным прошлого учебного года в стране насчитывалось 1790 таких учреждений, в них обучались 209,3 тысячи детей. По мнению Алины Афакоевны, важно создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех детей-инвалидов. Современные технологии предоставляют такую возможность. Так, в настоящее время на дому в дистанционной форме обучаются четыре тысячи детей с ограниченными возможностями. Через три года их число должно увеличиться до 30 тысяч.
Синонимом инклюзии порой считают волшебное слово «пандус». Но не каждому, кто сидит в инвалидном кресле, достаточно организовать возможность доступа в обычную школу, чтобы он мог там учиться. Николай Малофеев, директор Института коррекционной педагогики, заметил, что федеральный госстандарт образования для детей с ограниченными возможностями предусматривает четыре разных варианта. Стандарт должен гарантировать не только получение образования, но и оказание этим детям, способным обучаться в условиях массовой школы, специальной помощи.