В течение 70 лет в нашем общенародном государстве эти формулы революционных лет не вызывали какого-либо отторжения, и профсоюзные организации выполняли обозначенные функции.
Последнее двадцатилетие поставило на первый план задач профсоюзов защиту трудовых и социальных прав работников. Кстати, из трудового законодательства исчезли понятия «рабочий» и «служащий», их заменили на обезличенное «работник». Это можно понять, имея в виду унификацию трудовых отношений, хотя в учителях, вузовских преподавателях, врачах изначально воспитывается именно «служение» обществу.
Между прочим, даже в те самые революционные годы Ленин в разговоре с Луначарским, услышав слово «шкраб» и получив разъяснение, что это школьный работник, был сильно раздосадован и потребовал впредь говорить «народный учитель».
На мой взгляд, очень важной функцией профессионального союза является согласование интересов «работника» и «работодателя», поиск оптимального компромисса между ними. Но известны ли нам эти интересы? Много ли здесь правды и открытости? Провозглашаемая социальная направленность политики государства не всегда сопровождается реальными действиями.
Понятие «бюджетники», относимое именно к врачам, учителям, работникам вузов (а отнюдь не к госчиновникам), приобрело негативный оттенок «проедателей налогов». Добавим сюда и навязываемую обществу мысль о сплошной коррумпированности нашей сферы.
Таким образом, борьба за справедливую оплату труда, вынесенная в качестве первой задачи Общероссийского профсоюза образования, должна сопровождаться еще одной важнейшей функцией - защитой достоинства профессии.
И еще очень важным считаю достижение действительного единства в рамках профессионального союза. Сегодня, мне кажется, мало кого из профсоюзных активистов волнует в должной мере положение «народного учителя», равно как и наоборот. Беды вузов списываются на результаты работы школы, а школа ждет и не дождется выпускников вузов. Более того, и те и другие мало интересуются статусом научных работников. Отсутствие солидарности, понимания интересов различных групп внутри профсоюза гарантирует, что мы никогда не сможем громко заявить о себе, защитить свои профессиональные достоинство и честь.
Как убедить человека в необходимости вступления в профессиональный союз? Как объяснить ему и доказать, что профсоюзная организация - это не «касса взаимопомощи», не только «касса», но и реальный защитник его профессиональных, трудовых и социальных прав и свобод? Только реальными действиями и выработкой идеологии профсоюзного движения. Упаси нас Бог снова быть «приводным ремнем», но «школой» профсоюзы должны оставаться. Вот только «школой» чего? Убежден, что в центре учебный программы этой школы должны быть самоуважение, достоинство и солидарность.

Андрей БАБУШКИН, председатель профсоюзной организации УрГУ в 1999-2004 годах,
заместитель начальника НИИ