П​остроить мост от человека к человеку - первое и главное правило нашего Центра образования. Все мы знали, что отношения надо строить, как строятся мосты. Это сложно, но возможно - это фундамент, который закладывается в основу любого дела. Огромное количество мостов необходимо построить, чтобы достичь высокого педагогического и человеческого результата. Ребенок, родитель и педагог в нашем Центре не просто личность с большой буквы, а равноправный творец.
Очень много идей воплощено в реальность. В нашем Центре возникли первые представления о многомерности педагогики в школе. Чаще всего в школах бытует одномерная педагогика. Единственный вектор представляет уровень знаний учащихся, который может быть низким, удовлетворительным или хорошим (в редких школах - очень хорошим). Намного реже можно встретить школы с двухмерной педагогикой. Один вектор представляет уровень знаний, другой - уровень отношений в школе. Уровень отношений видится нам как самый удачный критерий воспитания в школе. В двухмерной педагогике, обдумывая цели и содержание деятельности школы, надо помнить о равнозначности критериев уровня знаний и уровня отношений и планировать достижение уже комплексного результата. В трехмерной педагогике к двум уже известным векторам уровня знаний и уровня отношений добавляется третий - уровень духовности человека в школе. Духовность в школе задается содержанием жизнедеятельности, а носители ее, конечно же, педагоги, позднее их ряды дополняют некоторые старшеклассники и родители.
Планируя свою деятельность, мы всегда начинаем с постановки целей и задач. Но эту работу должен предварять, по нашему мнению, еще один творческий этап - выработка и принятие идеи школы. Мы привыкли говорить об идее применительно к художественному произведению. Сочетание образования и художественного произведения может быть определено по высоте главного замысла школы и качества полученного результата.
Мы считаем, что в педагогических коллективах мастеров обязательно должна быть идея - высокая, понятная всем, красивая, вслед за которой родятся цели, задачи, содержание и т. д.
Вот три варианта, которые ближе других к сердцам педагогов, родителей и ребят:
- Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- А может, мир - большой оркестр, где каждый - главный инструмент.
- Счастливая школа - это когда дети в ней хотят стать взрослыми, а взрослые - детьми.
Идея целостности взглядов на все аспекты деятельности школы стала центральной в нашем образовательном учреждении. Принятая большей частью педагогического коллектива, она влияет на задачи, содержание деятельности, используемые технологии обучения и воспитания, систему анализа школьной жизнедеятельности.
Именно этой идее мы в первую очередь обязаны, говоря о таких важных явлениях в нашем Центре образования:
- Самостоятельная сфера сотрудничества обучения и воспитания, включающая семь направлений деятельности с наработанным авторским содержанием.
- Ежегодная научно-практическая конференция «Открытие», которая в этом году будет проведена уже в десятый раз (более 100 ребят представили свои исследовательские работы).
- Окружная научно-практическая конференция «Целостный мир», инициатором которой выступил педагогический коллектив нашего Центра (140 учащихся Восточного округа представили более восьмидесяти интегрированных познавательных исследований).
- Познавательные учебно-воспитательные праздники.
- Аналитическая служба Центра, проводящая комплексную оценку качества работы педагога (в том числе рейтинговую оценку работы учителей учащимися).
- Всевозможные фестивали, конкурсы, марафоны среди учащихся по различным направлениям учебной, воспитательной и развивающей деятельности.
- Конкурс «Лучший ученик года», проходящий в Восточном округе.
Нам иногда хотелось походить на «Страну без углов» Джанни Родари, и этот образ с удовольствием мы всегда приводим в пример. Два раза в год мы выезжаем на воспитательные сборы, где взрослые и ребята живут по законам доброго отношения друг к другу, закону ноль-ноль и закону поднятой руки. Это очень похоже на страну, где ее жители ни в коем случае не хотят нарушать этих законов, потому что они дорожат друг другом.
Представьте, что где-то на востоке Москвы крутится это большое педагогическое колесо, оно вращается и приносит пользу людям. И главное - оно будет еще очень долго крутиться, потому что его изобретатель придумал способ, как ему не останавливаться. Коллектив Центра образования №1927 - участники этого действия, каждый из нас где-то в глубине души понимает, что главный секрет этого колеса - добрые человеческие отношения, которые стали фундаментом большого педагогического дела, организованного нашым директором Вячеславом Николаевичем Кондрашовым. Были еще секреты, о которых он нам рассказывал, но он не успел их реализовать, потому что жизнь порой бывает несправедлива. Но мы знаем о них, и мы готовы двигаться дальше, воплощая все придуманное ранее и запланированное на много лет вперед. А главным ориентиром для нас будут строки стихотворения Вячеслава Николаевича:

В чудном соседстве рвань и шик:
Вот слиток золота в грязи.
И в этой рыночной связи
Я беспощадный весовщик.
Есть философские весы -
Все остальные поскромней.
Несладко взвешивать людей,
Когда почти стоят часы.
Когда весы, как эшафот,
И я без топора палач.
Здесь по соседству смех и плач,
А на ступеньках спящий кот.
На чаше, что левей меня,
Кто только не перебывал.
Потом всегда негодовал,
Весы в погрешности виня.
Ведь не случилось
в прошлом дня
(спросите доброту и злость),
Чтоб перевесить удалось
Ту чашу, что правей меня.
На перепутье ста дорог
Стоят мои весы, и лишь
Правей меня малыш,
Да потому, что это Бог!