Мой путь в профессию не стал исключением и начался с планеты студенчества. Шагами, этот путь предопределившими в школьные годы, стали социально-психологические тренинги при МГППУ и олимпиада на факультете социальной психологии нашего университета.
Итак, планета студенчества... именно здесь на моем пути зажглись звезды - маяки настоящей дружбы, а выездные тренинги с людьми близкими по духу, семинары, научные конференции, лекции по психологии и философии в Московском доме ученых легли в ценную копилку профессионального опыта.
Отдельно хочу сказать о туристических выездах, любовь к которым зародилась на младших курсах и сейчас нашла свое отражение в моей работе как школьного психолога - в организации выездных тренингов на сплочение и командообразование для учителей, детей и родителей. Для участников выездов это всегда уроки социальных отношений, работы в команде, ответственности, толерантности, а так как многие выезды организуются по местам боевой славы, то это еще и уроки любви к своей Родине, этнической идентичности.
Здесь, на планете студенчества, повстречались на моем пути неоценимые родники-колодцы профессионального опыта: Владимир Петрович Зинченко, Александр Леонидович Венгер, Михаил Юрьевич Кондратьев, Тамара Николаевна Счастная... Все они не только оказали влияние на формирование моего научного интереса к проблематике нравственного развития личности и отношения межличностной значимости в коллективе, но и определили основные профессиональные принципы работы, такие как:
- индивидуальный подход (создана программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения «Индивидуальный прогресс»);
- развитие и творчество в работе, то есть поиск или создание новых форм педагогического взаимодействия, одна из главных целей которого - воспитание личности творческой. Этой цели служат открытые мной творческие мастерские для детей «Расскажи мне обо мне» и «Путешествие в сказку», где используются методы арт-терапии и психологического тренинга.
Еще один принцип озаглавлю словами моего научного руководителя: «Чем решать проблемы, лучше их предотвращать». Именно поэтому одним из основных направлений своего профессионального пути я выделяю работу просветительскую. Начальные шаги в этом направлении стараюсь делать уже сейчас; это семинары-практикумы для педагогов, мастер-классы для родителей, классные часы-беседы с учащимися.
На основе научных исследований нравственного развития современных младших школьников создается программа «Азбука добра», также работает программа «Почта Печкина», суть которой состоит в осуществлении обратной связи между психологом и ребенком посредством писем детей, адресованных положительному сказочному герою - Печкину. В рамках программы я провожу воспитательные мероприятия, беседы, игры, творческие конкурсы и выставки, основная цель которых - эмоционально-нравственное развитие ребенка. Один из самых любимых детьми конкурсов - «Мирилки Почтальону Печкину». Ребята создают творческие работы на тему дружбы, прощения и взаимопонимания.
В завершение еще несколько шагов по планете детства. Творчество, искренность, тепло, стремление понять, способность удивляться - достойные составляющие не только профессионального, но и человеческого кредо для каждого из нас... и в особенности для педагога-психолога.
«Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому... Так считал Антуан де Сент-Экзюпери.