З​инаида Николаевна Кулакова (1921-2002 гг.), учитель русского языка и литературы, кавалер ордена Ленина, заслуженный учитель школы РСФСР, хорошо известна московскому и российскому учительству как создатель авторской системы гуманитарного образования. Зинаида Николаевна - выпускница 201-й школы, в которой проработала учителем 56 лет. За это время она воспитала целую плеяду ярких деятелей культуры и науки, преподавателей высшей школы, учителей, с гордостью называющих себя учениками Кулаковой. Когда в 2002 году Зинаиды Николаевны не стало, ученики решили, что лучшей памятью об Учителе будет живое продолжение его дела. Они обратились с инициативой о проведении Педагогических чтений в Московский институт открытого образования. Инициативу активно поддержала учебно-методическая лаборатория русского языка и литературы (заведующая лабораторией - заслуженный учитель Российской Федерации Н.Нефедова). С тех пор в течение восьми лет продолжается сотрудничество гимназии с лабораторией, которая стала для Педагогических чтений гарантом их высокого методического уровня, чему во время их подготовки и проведения мы уделяем особое внимание. С нашей точки зрения, очень важно, чтобы участники чтений не только знакомились с интересным, результативным опытом своих коллег, но и слышали его квалифицированное методическое осмысление самим автором. В таком случае чужой творческий успех обретает необходимый уровень обобщения и может быть использован в собственной практике на новом учебном материале, в работе с учениками другого возраста. Поэтому все материалы выступлений проходят предварительный отбор, а их авторы - собеседование с методистами лаборатории и сотрудниками научно-методической службы гимназии, чтобы помочь учителю представить наработанный им материал в наиболее наглядной и удобной для слушателей форме. Нередко бывает так: учитель накопил интересный практический опыт, ему, безусловно, есть чем поделиться с «соратниками по цеху», но для него значительно проще и интереснее заниматься самим процессом обучения школьников, чем его описанием. Как уложить в 15-20 минут регламента наработки нескольких лет? Что отобрать в качестве примеров, какие привести доказательства результативности опыта? Вот здесь и помогает собеседование.
Практическая методика обучения русскому языку, литературе и смежным дисциплинам в представлении учителя-профессионала, учителя-мастера неотделима от достижений методической науки, от новейших исследований в области филологии, культурологи, истории. Поэтому новым важным шагом в развитии Педагогических чтений стало сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом. Выступления перед слушателями ученых-методистов по наиболее актуальным вопросам гуманитарного образования, научное осмысление представляемого на чтениях учительского опыта, взаимный обмен мнениями и наработками учителей-практиков и представителей ведущих кафедр филологического факультета - вот далеко не полный круг новых возможностей, которые открыло для нас сотрудничество с МПГУ. За три года нашей совместной работы на пленарных заседаниях выступили доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI веков И.Арзамасцева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания русского языка А.Дейкина, доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Н.Махновская и другие. Заинтересованная профессиональная аудитория очень высоко оценила важность этих встреч, позволивших учителю ознакомиться с актуальными проблемами обучения языку и речи, с новинками детской художественной литературы, с представлением мирового научного сообщества о роли, статусе и перспективах развития русского языка в современном мире. Преподаватели кафедр методики преподавания русского языка, методики преподавания литературы, риторики, а также студенты старших курсов ежегодно участвуют в работе секций. Преподаватели получают возможность в рамках чтений апробировать результаты своих исследований, а студенты - из первых рук познакомиться с секретами мастерства, заглянуть в творческую лабораторию успешного учителя.
В 2009 году Педагогические чтения благодаря участию в них коллег из Подмосковья перешагнули границы Москвы. Этот год принес нам и другое интересное наблюдение. Конечно, Педагогические чтения прежде всего предназначены для учителей русского языка и литературы, однако обращение к проблемам интеграции в школьном образовании показало, что в их формат можно органично вписать не только опыт работы учителей иностранного языка, мировой художественной культуры, но и химии, экономики в том случае, когда он связан со словесностью через учебный материал или, например, общий методический подход к уроку.
Педагогические чтения имени З.Кулаковой включены в план работы Департамента образования, Московского педагогического государственного университета, Северного окружного методического центра. Необходимая информация о них (информационное письмо, контактные телефоны и электронные адреса) размещается на сайтах гимназии №201, МИОО, МПГУ. Слушателем может стать любой желающий, о чем он должен заранее уведомить организаторов. Заявку на выступление учителю нужно сделать по электронной почте, в свободной форме указав основные сведения о себе, сформулировав тему и тезисы выступления. Педагогические чтения обычно проходят в течение одного дня, состоят из пленарного заседания и работы по секциям. Каждый год работают от 4 до 9 секций по актуальным проблемам гуманитарного образования в средней школе, например, «Интеграция в системе гуманитарных дисциплин», «Дифференцированный подход в обучении русскому языку», «Образовательные технологии на уроках русского языка и литературы», «Развитие интереса школьников к чтению».
Активное участие в работе Педагогических чтений принимают не только выступающие, но и слушатели. Деятельность секций организована таким образом, что каждое выступление обязательно обсуждается и оценивается коллегами с точки зрения его актуальности, новизны, творческого потенциала. Нередко обсуждение перерастает в дискуссию, свободный обмен мнениями по заявленной проблеме. Мы очень высоко ценим активность наших гостей и всегда стремимся собрать заинтересованную, мотивированную аудиторию, непременно включая в нее и молодых специалистов. С этой точки зрения Педагогические чтения могут рассматриваться как средство повышения уровня профессиональной подготовки учителя-практика, что созвучно идее поиска новых форм повышения квалификации педагогических кадров в рамках инициативы «Наша новая школа», а также системе мер по развитию наставничества и постдипломному сопровождению молодых специалистов.
Участие в городских Педагогических чтениях памяти З.Кулаковой - серьезная работа и для выступающего, и для слушателя, поэтому оргкомитет разработал и строго соблюдает систему поощрения учителей, посещающих чтения. Выступающие, чьи сообщения жюри на основании оценки коллег признало успешными, получают диплом лауреата, слушатели - сертификат, подтверждающий факт участия в работе Педагогических чтений. Материалы лучших выступлений мы выкладываем на официальный сайт Московского института открытого образования и публикуем в методических изданиях. В течение предыдущих 7 лет дипломами лауреатов городских Педагогических чтений отмечены 123 учителя образовательных учреждений Москвы, 850 учителей получили сертификат участника Педагогических чтений.
В предыдущие годы Педагогические чтения проходили в конце марта, во время весенних каникул. Эта традиция восходит к первым встречам словесников, которые были максимально приближены к дню рождения З.Кулаковой - 28 апреля. Однако опыт общения с нашей аудиторией показал, что весенние каникулы - не самое удобное время для учителя. Наш учитель - талантливый человек, пребывающий в неустанном творческом поиске, увлеченный своей работой и любящий своих учеников. В весенние каникулы он везет школьников на экскурсии в другие города, работает в жюри различных творческих конкурсов, стремится принять участие в педагогических форумах, чтобы выйти из привычных рамок каждодневного труда и вступить в свободный диалог с коллегами. Все это привело нас к мысли в Год учителя изменить сложившуюся традицию и приурочить Педагогические чтения к нашему профессиональному празднику, поэтому VIII Педагогические чтения пройдут в осенние каникулы. Хочется думать, что любимая пора пушкинского вдохновения и для наших слушателей станет благодатным временем совместной творческой работы.
Значительного напряжения Педагогические чтения требуют от учителей и сотрудников гимназии, которые сначала готовят материалы в течение года, а затем обеспечивают техническое, методическое, информационное сопровождение в день проведения. При этом главной задачей мы считаем создание атмосферы внимания к нашим гостям и уважения к их учительскому труду. Такая атмосфера, с нашей точки зрения, - залог взаимопонимания и эффективного коллективного взаимодействия слушателей в ходе Педагогических чтений. Отзывы участников свидетельствуют о том, что нам удается решать эту задачу успешно: «Педагогические чтения прошли замечательно: познавательно, организованно, увлекательно», «Большое спасибо за хорошую организацию! Понравилось видеосопровождение выступлений, приятно удивили угощение и благодарность за участие», «Большое спасибо! Готова и в следующем году стать слушателем так великолепно организованных педагогических чтений».
Порой, наблюдая за залом, вдруг замечаешь, что творчески работающие коллеги чем-то неуловимо похожи. Может быть, искренним интересом к работе друг друга? Может быть, умением находить нестандартные решения традиционных проблем? А может быть, ощущением причастности к профессиональному сообществу, название которого сегодня опять начинает звучать гордо и достойно: российское учительство.

Л.НОВИКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №201, координатор оргкомитета Педагогических чтений имени З.Кулаковой;
Л.АУНАПУ, начальник Управления по работе с образовательными учреждениями Московского государственного педагогического университета