В 2010 году, объявленном президентом Годом учителя, мы реализуем проект «Педагогические мастерские». Год учителя проводится для повышения социального престижа учителя. Московский гуманитарный педагогический институт проводит много мероприятий, направленных на поднятие престижа профессии учителя. Ежегодно мы проводим акцию «Быть учителем престижно» для учащихся образовательных учреждений с участием учителей столицы, педагогических династий и известных людей. В результате в прошлом году из 587 старшеклассников, участвующих в акции, 123 подали заявление о приеме в педагогический вуз. Профориентационная работа продолжается и в период обучения студентов. В этом плане проект «Педагогические мастерские» уникален. Во-первых, студенты погружаются в профессиональную и образовательную среду учебного заведения, способствующую не только формированию практических навыков и совершенствованию теоретических знаний в объеме, необходимом для повышения уровня и степени готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, но и утвердиться в правильном выборе профессии, что решает актуальную на сегодняшний день проблему трудоустройства молодых специалистов.
Практика показывает, что начало самостоятельной деятельности («вхождение в профессию»), или адаптация, сопровождается у молодого специалиста ощущением того, что «на практике многое оказывается не таким, как он предполагал». Не случайно этот период за рубежом называют периодом производственного шока. Для молодого специалиста меняется практически все: тип его деятельности (от учебы переходит к работе), характер ответственности, тип отношений с людьми. Он должен с новых позиций осваивать способы и методы практической работы, усвоить систему норм и правил, существующих в его профессиональной среде, систему ценностей по отношению к работе и людям. Поэтому очень часто молодые люди не могут приспособиться к нормам, принципам школы и уходят. Уходят не потому, что профессионально непригодны, а потому, что этап вхождения в новую деятельность характеризуется высоким эмоциональным напряжением молодого специалиста, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Помощь же администрации школы и коллег в разрешении возникших профессиональных трудностей не всегда эффективна либо отсутствует вообще. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда. Студенты, участвующие в «Педагогической мастерской», просто застрахованы от всего перечисленного. Профессиональная подготовка студентов осуществляется по адресному запросу конкретного образовательного учреждения, а значит, решается проблема их трудоустройства, в школах для них создана благоприятная обстановка, им оказывают педагогическую поддержку и методическую помощь, следовательно, будущие педагоги быстрее адаптируются к новым условиям инновационной образовательной среды. Для студентов созданы индивидуальные образовательные маршруты, что предусматривает становление и развитие навыков профессионального самообразования, наконец, у студентов есть уникальная возможность в интерактивной форме осваивать опыт педагога-мастера, что позволяет осуществлять самоанализ собственной деятельности, а в дальнейшем преломлять чужой традиционный и инновационный опыт в собственные технологии и вырабатывать персональную профессиональную траекторию.
Педагогические мастерские решают и еще одну проблему. Студенты поступают в педвуз, хотят быть учителем, но когда на практике сталкиваются с трудностями, теряют интерес к профессии. Как сохранить их первоначальное желание быть учителем, не разочароваться в выбранной профессии? Неоценимую помощь в этом может оказать опытный наставник. Система наставничества, которая сложилась в образовательных учреждениях - участниках проекта, на мой взгляд, способна интенсифицировать процесс профессионального становления будущего учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, способствовать закреплению профессиональной направленности. В рамках проекта наставничество направлено на формирование мотивационных механизмов профессиональной деятельности: здорового чувства конкурентности, самостоятельности и активности, мобильности и автономности, стремления к дальнейшему самообразованию, обладанию нравственным потенциалом и высокой культурой общения.
На «круглом столе», когда мы подводили итоги первых двух этапов работы, руководители образовательных учреждений, участвующих в проекте, высказали пожелание организовать практико-ориентированные семинары для наставников наших студентов. Центр наставничества МГПИ готов провести такие семинары, мы уже выпустили методические рекомендации по организации наставничества в образовательных учреждениях, можем предложить тренинги по развитию коммуникативных умений и навыков педагогического общения, семинары психологической тематики, которые уже востребованы в городе.
Кроме того, наш Центр разработал модель системы наставничества, обеспечивающей профессиональное становление будущих педагогов, которая включает в себя четыре базиса. Каждый базис подразумевает определенную роль наставника в процессе психолого-педагогической адаптации студента и его профессионального становления.
Организационный базис предполагает выявление трудностей, испытываемых будущим учителем в период адаптации. Это необходимо для того, чтобы помочь студенту в формировании индивидуального педагогического стиля работы, системы действий, которая потом будет пополняться в процессе профессионального развития. Педагог-наставник должен выработать четкий план действий, который поможет в раскрытии и планомерном воспитании индивидуальных педагогических способностей, развитии духовных сил будущего педагога.
Базис межличностных отношений позволяет согласовывать методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, создает атмосферу, способствующую анализу учителем своего опыта и продолжению им саморазвития и самообразования. Иначе говоря, учитель рождается от учителя. От того, каким вниманием окружит будущего учителя его коллектив, во многом будет зависеть его дальнейшая судьба - загорится ли он стремлением овладеть педагогическим мастерством или опустит руки при первых же неудачах. Гарантом установления конструктивных межличностных взаимодействий между наставником и студентом становится коммуникабельность, доверие, доступность.
Ситуативный базис предполагает совместный анализ проблем, которые возникли у студента в период адаптации. Наставник помогает разобраться в той или иной ситуации. Он может познакомить неопытных учителей с моделями индивидуальных дидактических систем на собственном примере, помочь им с организацией собственных способов действий и корректировкой последних.
Базис развития дает возможность расширить набор педагогических и воспитательных приемов начинающих учителей, способствует их дальнейшему профессиональному росту. Наставник оказывает помощь в планировании студентами собственной деятельности, исходя из особенностей образовательной среды; проводит мастер-классы, позволяющие студентам приобрести надпредметные знания, осваивать методики преподавания на уровне метапроблем. В итоге могут быть совместные публикации как результат осмысления и рефлексии деятельности студентов и педагогов-наставников.
Модель позволяет сформировать у студентов ориентиры, направленные на организацию рефлексивно-оценочной, индивидуально-творческой и прогностической деятельности, позволяющей ему осваивать традиционное и инновационное поля образовательной системы и в дальнейшем вырабатывать собственную профессиональную траекторию.
Студенты, участвующие в проекте «Педагогические мастерские», отмечают, что активное погружение в образовательную среду школы дало им возможность познакомиться с авторской концепцией развития и управления ОУ, традициями, существующими в педагогическом коллективе, структурой учебно-воспитательного процесса, приемами работы учителей-предметников, классных руководителей и способствовало их быстрой психолого-педагогической адаптации. Центр наставничества МГПИ провел опрос студентов, проходящих практику в мастерских, «Престижно ли быть учителем?». Ответы были такие: «В целом работа в школе мне нравится. Хорошая профессия - учитель»; «На мой взгляд, профессия учителя - одна из интереснейших, ответственных и трудных. Я бы даже сказала, что это не профессия, а призвание»; «Если зеркало человеческой души - глаза, то зеркало человеческого общества - учитель»; «Я уверена, что ни одна другая профессия не дает такого чувства удовлетворения, такого сознания нужности и полезности, такого стимула к своему духовному развитию, к самосовершенствованию, как профессия учителя». Как говорится - без комментариев. «Педагогические мастерские» выполняют главную задачу: происходит становление профессионального самосознания студентов, они уже почувствовали «вкус» профессии.

Анна КОРЯГИНА, студентка филологического факультета МПГУ:


- Вся история литературы - это попытка авторов создать собственный мир преобразованной действительности. В современном мире так уж сложилось, что многие люди тоже живут в двух измерениях - в мире реальных событий и в мире виртуальном - мире социальных электронных сетей.
Для меня социальная сеть служит органичным продолжением или, вернее, отражением фактов моей биографии. Здесь я такая, какой хочу видеть себя сама. Мои увлечения, род деятельности, взгляды на жизнь позволили мне самой выбрать своих единомышленников. Мои друзья - очень известные и уважаемые люди. К сожалению, я не могу обратиться лично или послать им личное сообщение, но зато от них я всегда могу, при настойчивом желании, получить и мудрый совет, и необходимую поддержку. Я внимательно прислушиваюсь к тем словам и заветам, которые они оставили всем своим многочисленным друзьям из разных времен и разных народов, вдумываюсь в их мысли и жизненный опыт, стараюсь стать достойной продолжательницей их наследия.
А как я это делаю и насколько успешно это у меня получается, моим друзьям всегда расскажет мой фотоальбом.
Училась я в замечательном месте - лицей №1 им. Ломоносова города Орла. Из школы уходить не хотелось - так много разных нитей связывало меня с ней: стена почета и прочие возможности самовыражения, что, уходя, твердо решила вернуться назад.
Первой ступенью на пути вперед - обратно в школу - стал университет, филологический факультет МПГУ.
И понеслось! Просторные поточные аудитории, новые лица, многочасовые лекции в неудобных позах. И конечно, книги... Много книг!!!
Целый калейдоскоп бородатых авторов с труднозапоминаемыми именами! Такая нагрузка грозила обернуться катастрофой!
Но вдохновленные античной драмой, студенты поставили собственную трагедию - русскую «Репку», да еще и на польском языке! «Чонгна и чонгна, вычонгнать не могон!» - эти слова останутся в моей памяти навеки.
А студенческие будни наваливались все тяжелее. Упорные занятия, библиотеки, занятия, опять библиотеки и снова занятия! И только классическая литература и ее знаменитые, но не менее бородатые авторы вдохнули в меня невыносимую легкость бытия.
Классики дали мне возможность совершить путешествие вокруг света за 80 дней, за которые я неожиданно многое узнала и поняла.
Я поняла, что ни один человек на планете не любит быстрой езды так, как русский. Хотя только русский может наслаждаться небом во время напряженного боя.
Поняла, что лицом к лицу лица не разглядишь. Но четко разглядела звериное лицо капитализма.
Насладилась радостью сотворения собственной Галатеи. И главное, на вечный вопрос «Быть или не быть?» я навсегда определилась с ответом - только быть!
Так для меня началась профессиональная деятельность. Учебная практика незаметно смешалась с работой. «Стихи и проза. Лед и пламень не столь различны меж собой».
Самое главное - сбылась мечта - я снова в школе! Только теперь не за учебной партой, а в качестве мудрого и ответственного наставника. Но опять все с той же целью - учиться, постигать и совершенствоваться.
Недаром ведь говорят...