Как много неповторимых моментов происходит в жизни за двадцать с лишним лет! Из детей-непосед мы превращаемся сначала в бунтующих подростков, потом в молодых людей, ищущих свое место в жизни...
По большому счету на каждом из этих этапов нашего развития перед нами встают две проблемы - поиска и выбора. Именно в студенческие годы «уроки жизни», преподаваемые нашими педагогами, помогают нам решить эти проблемы, наполняя нас Знаниями, Верой, Надеждой и Любовью...
Когда задаешься целью вспомнить этапы студенческой жизни, перед глазами сразу появляется любимый преподаватель. И это неудивительно, ведь именно от педагога-наставника, от его личностных и профессиональных качеств зависит, будут ли его знания и опыт применяться студентами на практике, в будущей профессиональной деятельности.
Прав Иоганн Вольфганг Гете, сказав: «Учатся только у тех, кого любят».
К счастью, в моей студенческой жизни встретилось много Учителей с большой буквы. Это Никита Владимирович Кочетков, Александр Николаевич Камнев, Ольга Борисовна Крушельницкая и многие другие педагоги, которые не только передают нам, студентам, свои глубокие знания и умения, но, главное, воспитывают в нас желание совершенствоваться. Именно наблюдая за работой наших наставников, я поняла, что самая лучшая профессия на Земле - это профессия учителя! Ведь нет ничего лучше, чем дарить свое тепло, свой опыт и знания самому дорогому, что у нас есть, - нашим детям!
Свою педагогическую практику я проходила в детском доме. Такая работа дает колоссальный опыт педагогического взаимодействия.
Работая в социальном приюте, умом и сердцем раз и навсегда понимаешь, что в детском доме «сто детей - сто людей, которые не когда-то там, не еще... не завтра, а уже... СЕЙЧАС. Не мирок, а МИР, не малых, а великих, не невинных, а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний...»
Я поняла, что «нельзя купить хорошее отношение ребенка, что у ребенка есть право на тайну, а у психолога нет права принуждать ребенка к откровенности», что «воспитание детей - это не милая забава, а занятие, требующее вложений, душевных сил, тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей...»
«Не отрекайтесь от этих мыслей! Они дают то, чего не даст книга и чей-то совет! Ценность этих переживаний не только в знании, но и в глубоком душевном перевороте, который не позволяет возвращаться к бесплодным размышлениям: «Что могло бы быть, что должно быть, что было бы... а учит действовать в условиях, которые налицо?» - эти слова великого педагога-гуманиста Януша Корчака так близки и созвучны моему пониманию предстоящей деятельности педагога-психолога.