Валентина Васильевна Морозова улыбается:
- Родители мои были простые люди. Отец в войну был тяжело ранен, вернулся домой, мама его выходила. А в 1944 году появилась на свет я. Всего нас было шестеро сестер и один брат. Жили скромно и дружно, у каждого были свои обязанности в семье, и это, наверное, воспитало на всю жизнь чувство долга и ответственности.
Я ведь могу быть очень требовательной, даже жесткой, и в первую очередь к себе самой. Отец же был очень добрым. Вот раз плачу: мама денег не дала на театр, ведь ей приходилось каждую копейку в руках держать. Приходит папа: «Не переживай. В получку дам денег!» Водила нас по театрам наша замечательная учительница Наталья Петровна. Был у ученика билет в театр - не было билета, говорила: «Сядете на одно место по двое, но в театр пойдем все!»
Быть может, жизнь в многодетной семье, с любящими, внимательными родителями или пример таких наставников, как Наталья Петровна, сделали выбор профессии для юной Валентины однозначным. В 16 лет она пошла работать в школу пионервожатой, а затем поступила в Ленинский педагогический институт, стала учителем русского языка и литературы. Училась, как в то время говорили, без отрыва от производства - на вечернем отделении.
- Это было непросто, занимались 4 раза в неделю, учились с полной отдачей. Было у кого поучиться, такого профессорско-преподавательского состава нынче и на дневном отделении не найдешь. Помню, Борис Васильевич Рождественский, выдающийся ученый и педагог, однажды, когда я, опоздав на занятия (в школе-то сколько дел!), вошла в аудиторию, сказал: «Ну слава богу, моя любимая студентка пришла». А Ирина Артемьевна Кудрявцева, преподаватель русского языка в институте, уговаривала меня остаться в аспирантуре (считала Валю самой светлой головой выпуска. - И.Г.), но я отказалась, осталась в школе.
Так случилось, что еще в первой половине ее трудовой карьеры Валентина Морозова стала учителем и классным руководителем 1-го «Б» класса в школе №24 и год за годом вела своих любимых ребят до выпускного бала. Ученики беззаветно любили ее. Валентина Васильевна хорошо помнит случай, когда заменявшая ее на уроке педагог по литературе в сердцах бросила ученику: «Я не знаю, кто вас учил, вас ничему не научили». Дело в том, что Андрей, к которому учитель обращалась, был непростой ученик: он хорошо учился, но требовал особого подхода, а педагог этого не учла. Ее обидная фраза стала причиной того, что весь класс Валентины Васильевны, все сорок пять человек, встали как по команде и ушли с урока. Ведь обидели их учительницу, самую-самую...
- Помню, мы готовились к конкурсу политической песни. Выбрали для выступления «Бухенвальдский набат». Но ребята, выросшие в другое, мирное, время, сначала не уловили смысл этого трагического произведения. Начинаем петь - и вдруг смех. Опять начинаем - опять возня, смешки... Я чуть не плакала. Нашли слова «Реквиема» Роберта Рождественского. Нашли и грамзапись со звонами. Внимательно посмотрели фильм «Обыкновенный фашизм»... А на конкурсе свое выступление начали с чтения «Реквиема». Затем - звоны. Кадры из «Обыкновенного фашизма». И, наконец, запели: «Люди мира, на минуту встаньте!» После окончания в зале гробовая тишина, а потом долгие-долгие аплодисменты.
Так, из отдельных воспоминаний, историй, реплик, как из кусочков мозаики, складывается портрет Валентины Васильевны - красивой и мудрой женщины, сильного и доброго человека, блестящего профессионала.

Из характеристики
Морозова В.В. в системе образования города Москвы работает с 1961 года. В школе она прошла все ступени начиная со старшей вожатой, учителя начальных классов, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора. Затем Валентина Васильевна работает в органах управления образованием, начав с должности инспектора школ районного отдела народного образования.
Высокий профессионализм, организаторские способности позволили ей возглавить школьную инспекцию в Министерстве просвещения Российской Федерации. Коллектив министерства выдвинул Морозову В.В. кандидатом в депутаты Бауманского районного Совета народных депутатов, два созыва Валентина Васильевна возглавляла постоянную комиссию по народному образованию.
С первых дней создания новой структуры управления в городе Москве Морозова В.В. становится первым заместителем начальника Юго-Восточного окружного управления образования.

- Иду как-то по улице, навстречу - немолодой мужчина. Обращается ко мне: «Вы Валентина Морозова, работали в школе №595 старшей пионервожатой? А я был вашим пионером».
И сколько таких встреч, скольким дана путевка в жизнь: рабочим, инженерам, политикам, режиссерам, ученым. А скольким своим коллегам, педагогам, Валентина Васильевна помогла стать настоящими профи, влюбленными в свою работу. Многие ее бывшие ученики, коллеги звонят, поздравляют с праздниками. Недавно один из них - Миша - позвонил и сказал: «Не уходите, Валентина Васильевна, из образования, вы очень нужны».
- Педагогический стаж моей семьи, - говорит Валентина Васильевна, - больше ста лет. Пошел 50-й год моей работы в образовании, у дочери Светланы - уже 20 лет, у моего мужа - столько же. Некоторые другие мои родственники тоже педагоги.
И все-таки если начинать жизнь заново, по словам Валентины Васильевны, она никогда бы не ушла из школы. Трудно с этим согласиться, ведь, будучи крупным руководителем, она смогла существенно повлиять на эффективность не одной школы, а системы образования.

Из характеристики
Большое внимание в своей деятельности Валентина Васильевна уделяла взаимодействию с органами местного самоуправления, общественными организациями, правоохранительными органами. При ее участии разрабатывались и реализовывались программы развития учебного округа, увеличилось количество экспериментальных площадок, где отрабатывались новые методы и технологии. Особое внимание Морозова уделяет внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию центров здоровья.

- Мы очень благодарны Валентине Васильевне, - говорит Марина Иванова, первый заместитель председателя МГО профсоюза, - за то, что она всегда дружила и дружит с профсоюзом.
С начала трудовой деятельности Морозова была и остается членом профсоюза. Был даже момент, когда Морозову выдвинули на руководящую должность в райком профсоюза, однако в этот момент ей предложили работу в министерстве. С 1991 года она сотрудничает с нынешним председателем окружной профсоюзной организации Татьяной Просмыцкой. Валентина Васильевна считает, что Татьяна Владимировна просто создана для профсоюзной работы.
- Все, что я могла делать с Татьяной Владимировной вместе, я всегда делала с удовольствием, будь то совет директоров, учительские вечера, работа с ветеранами, молодыми специалистами, клубы директоров, инициатором и организатором создания которых стала Татьяна Владимировна.
Морозова непременный участник всех отчетно-выборных собраний территориальной профсоюзной организации:
- Не было ни одного значительного профсоюзного мероприятия, в котором я не принимала бы участия. Да и вообще считаю, что в учреждении образования, где есть нормальный профсоюзный лидер, всегда нормальный морально-психологический климат. Когда же администрация школы не находила с профсоюзом общего языка, приходилось нам с Татьяной Владимировной восстанавливать порядок и справедливость. Зато как обрадовал нас торжественный прием сотрудников, который устроили в честь Дня учителя директор и председатель ППО школы №1858 Владимир Стрельцов и Татьяна Гречко. Для всех нашлись слова благодарности, награды, угощение.
- Валентина Васильевна Морозова, - в свою очередь отметила Татьяна Просмыцкая, - для всех нас учитель. Учитель в высоком понимании этого слова. У Валентины Васильевны мы учимся профессионализму, мастерству, любви к жизни. Рядом с этим человеком мы не стоим на месте, двигаемся вперед, потому что все новое, что появляется, Валентина Васильевна знает первая. Под руководством Валентины Васильевны в округе была впервые создана и реализуется программа экологического образования. Именно у нас появились первые центры образования, школы полного дня. Только по этому направлению Валентина Васильевна написала три книги, а вообще по передовому опыту работы наших школ Морозовой написана целая библиотечка.
Когда знакомишься с жизнью Валентины Васильевны, то невольно возникает вопрос: а когда она при такой занятости успевает вести свой дом, поддерживать в нем порядок?
- У нас нет с этим больших проблем, ведь и дочь, и муж - педагоги, они все прекрасно понимают. Поэтому не делим обязанности, ведем хозяйство сообща. Кто первый приходит домой - тот и начинает.
Обращаясь к коллегам в канун Дня учителя, Валентина Васильевна Морозова сказала:
- Я хочу, чтобы каждый учитель любил свою учительскую профессию. Я призываю вас, коллеги, к тому, чтобы каждый учитель видел в каждом своем ученике личность, неординарную, творческую, развивающуюся, потому что от учителя зависит будущее страны. А руководство отрасли, от которого во многом зависит жизнь самих педагогов, по моему мнению, должно иногда спускаться с небес и больше вникать в проблемы учительства, больше помогать педагогам.