День учителя - это общий праздник, поскольку все мы в этой жизни - ученики и у каждого из нас есть любимый Учитель - терпеливый, понимающий, дарящий тепло и заботу. Лев Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь два качества - большие знания и большое сердце. И какое это счастье - встретить в своей жизни такого Учителя, и какое это счастье быть таким Учителем!
Я от всей души поздравляю наших умных, талантливых педагогов с Днем учителя и желаю успешных учеников, внимательных глаз, красивых уроков, любви и терпения!
Одна из актуальных задач профсоюза сегодня - помочь педагогу сориентироваться во всех процессах, которые будут происходить в системе образования в ближайшем будущем, а также не допустить роста социальной напряженности в трудовых коллективах.
Колоссальное количество изменений в законах, отсутствие порой достоверной информации и нормативных локальных актов рождает опасение: а не будет ли хуже? Ведь определенная стабильность в московском образовании в последние несколько лет так всех устраивала.
Среди педагогов бытует мнение: мол, получать мы больше все равно не будем, а работать придется намного интенсивнее. Люди обеспокоены, поэтому в трудовых коллективах на первых порах необходима большая разъяснительная работа, в том числе со стороны профсоюза. Профсоюз - это общественная организация, и мы ежедневно имеем дело не с цифрами и статистикой, а с конкретными людьми - будь то профсоюзный активист или рядовой сотрудник учреждения.
Внедрение новой системы оплаты труда, недостаточная мотивация к повышению качества работы, изменение нормативной базы аттестации педагогических кадров, введение новых квалификационных характеристик, аттестация рабочих мест - широкое поле совместной деятельности администрации и профсоюза.
Очень важно в сложившейся ситуации осознавать, что профсоюз для руководителя не противодействующая сила, не оппозиция, что он действует только в интересах общего дела, что в лице членов профсоюзного комитета руководитель должен иметь партнеров, с которыми можно совместно решать сложные производственные и социальные вопросы, чтобы, как говорится, и дело ладилось, и люди не только зарабатывали, но и получали удовлетворение от своей работы. Когда работник понимает, что с его мнением считаются, его слышат, он чувствует сопричастность к происходящим переменам в системе, то и отдача от него будет гораздо больше.
Любое дело удастся, если есть команда единомышленников. Понятно, что, если каждый в одиночку отстаивает свои права, толку мало. А когда проблема общая, то и решение общее, и совместный поиск этого решения сплачивает коллектив. Профсоюз должен оказать реальную помощь руководителям в разработке Положения о введении новой системы оплаты труда в учреждении, а также в разработке соответствующих дополнений к коллективному договору.
Участие профсоюза необходимо в формировании критериальной базы оценки деятельности работников, так как это действительно сложно - измерить качество работы педагога. Очень важно, чтобы эта процедура была открытой и прозрачной, потому что недостаток информации может породить негатив, недоверие к руководству. Работник почувствует свою отстраненность от общих дел, отключенность от решения общих задач, ощутит себя малозначащим винтиком.
Профсоюз должен участвовать в обеспечении учета мнения трудового коллектива при разработке программы развития учреждения, в проведении аттестации рабочих мест, не допуская тем самым ущемления трудовых гарантий работников. Нас также волнует проблема преемственности учебной нагрузки и распределения отпусков.
И конечно, профсоюз бдительно следит за процессом реструктуризации учреждений, который часто протекает очень болезненно, так как напрямую затрагивает интересы конкретных людей - их заработок, условия труда, учебную и эмоциональную нагрузку. В ближайшее время эта тенденция сохранится, а значит, профсоюз не должен оставаться в стороне, так как мы не можем допустить неправомерного ущемления интересов работников, необоснованного сокращения штатов или бюджетных мест.
Постоянная забота профсоюза - содержание и развитие социального партнерства, главного инструмента регулирования социально-экономических и трудовых отношений, фундамента стабильности коллектива. Однако социальным партнерам необходимо понимать, что за развитие партнерства в соответствии с законодательством они несут равную ответственность с профсоюзом и что подписанный коллективный договор - это еще не партнерство, а только его начало. Главное в социальном партнерстве - взаимоуважение и совместный поиск компромиссных решений по всем проблемам. Решения могут быть тяжелыми, идущими иногда вразрез с чьими-то интересами, но они должны быть совместными, согласованными. На то и «партнерство».
В последнее время происходят изменения в возрастном составе председателей первичных профсоюзных организаций и окружного комитета профсоюза. Молодые педагоги проявляют инициативу, вносят в работу новые веяния и позитив. Складывается впечатление, что профсоюз сейчас для молодежи то же, что для нас когда-то был комсомол. Но это только в тех организациях, где работа поставлена хорошо. А кто ее обязан поставить? Мы должны себе честно признаться, что там, где профсоюзное членство составляет меньше 50% работающих, профком и его председатель не хотят или не умеют работать. Нам необходимо добиваться вдумчивости и серьезности в выборе новых профсоюзных лидеров, чтобы председателями и членами профсоюзных комитетов становились люди, уважаемые коллективом, способные находить новые подходы и нестандартные решения в соответствии с постоянно меняющимися условиями жизни.
В Южном округе год от года повышается активность первичных организаций в профсоюзных конкурсах и спортивных соревнованиях. Это еще раз доказывает то, что не только механическое повышение зарплаты влияет на улучшение социального самочувствия педагогов. Огромное положительное воздействие на него оказывает возможность реализовать свои способности как в рамках учреждения, так и на уровне округа, ощутить свою значимость и просто пообщаться с коллегами из других школ. Среди прочих позитивных тенденций работы профсоюза Южного округа - освоение первичными организациями новых направлений и форм деятельности: многие открыли профсоюзную страничку на сайте своего учреждения, а некоторые - свой собственный профсоюзный сайт. У территориальной организации тоже с этого года появился свой сайт, на котором работает профсоюзный форум, проводится правовое консультирование педагогов, опытные юристы и психологи отвечают на вопросы педагогических работников округа.
Нельзя не отметить роль руководителя учреждения. Это первое лицо, и именно от него зависит, на какой стадии развития находится профсоюз, как он работает, стал ли он надежной опорой или бесполезным балластом в работе.
Я бесконечно благодарна начальнику Южного окружного управления образования Нине Минько, поскольку она постоянно содействует нашей работе, повышает авторитет профсоюза, прислушивается к нашему мнению. Сильный руководитель всегда заинтересован в сильной профсоюзной организации. Только массовый, авторитетный профсоюз, способный отстаивать свою точку зрения, никогда не подведет, а опираться, как известно, можно только на то, что сопротивляется.

Информация к сведению

2009-2010 учебный год для окружной профсоюзной организации ЮАО стал очень ответственным, поскольку прошла отчетно-выборная кампания: были подведены итоги работы за последние пять лет, выработана стратегия дальнейшего развития, выбраны председатели первичных профсоюзных организаций.
В результате выборов наполовину изменился состав территориального профсоюзного комитета, активизировало свою работу «молодежное крыло», особенно в самодеятельных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. В этом году на базе Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов, высших профсоюзных курсов на станции «Правда» прошли обучение более 200 человек по программе «Профсоюзный менеджмент», по вопросам охраны труда и другим правовым вопросам. Продолжила свою работу Школа профсоюзного актива округа.
В течение года работа строилась на основе плана и соглашения, заключенного между Южным управлением образования и Комитетом профсоюза. Основные усилия были направлены на защиту трудовых и социально-экономических прав работников образования, контроль за соблюдением законодательства в области трудовых отношений и охраны труда, социальное партнерство, содействие улучшению жилищных условий, организацию досуга и здравоохранения работников отрасли.
В 2009-2010 учебном году заселены 45 квартир, выделенных Департаментом образования, из них по договору социального найма - 11 квартир общей площадью 614,9 кв.м.
В настоящее время идет заселение 219 квартир по договору социального найма для очередников округа в новом доме по адресу: ул. Днепропетровская, д. 25, к. 1, общей площадью 11667,9 кв.м.
С этого года был изменен порядок организации и обеспечения отдыха, оздоровления детей в Москве. Уполномоченным органом исполнительной власти по организации выездного отдыха и оздоровления детей стал Департамент семейной и молодежной политики, но профсоюз не остался в стороне: были закуплены путевки в подмосковный лагерь «Звездный», санатории им. Н.К.Крупской, «Искра», «Смена» (Евпатория). 250 детей из учительских семей отдохнули летом, оплатив всего 30% стоимости путевки. Кроме того, 35 педагогов округа стали участниками традиционного семинара молодых специалистов в Анапе.
В 2009-2010 учебном году ТПО продолжила сотрудничество с кредитным союзом «Радуга», сотрудники образовательных учреждений имеют возможность при необходимости получить заем на оздоровление, отдых, обучение детей, приобретение мебели, техники, жилой площади.
Выявить талантливых профсоюзных организаторов, обобщить и распространить опыт их работы, стимулировать активность председателей первичных профсоюзных организаций помог в этом году окружной конкурс «Профлидер». В конкурсе приняли участие 23 председателя ППО. Среди дошкольных образовательных учреждений I место заняла председатель ППО ДОУ №2593 Татьяна Карпюк; среди общих образовательных учреждений абсолютными победителями стали председатель ППО ЦДиК «Южный» Алла Павлова и председатель ППО школы №987 Екатерина Трофимова. На базе кадетской школы №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» были проведены соревнования по стрельбе, посвященные 64-й годовщине битвы под Москвой, в них участвовали 167 образовательных учреждений Южного округа, из них 80 ДОУ и 87 школ. В соревнованиях по волейболу 2009-2010 гг. приняли участие 38 команд, награждены 12 команд-победительниц. Грамотами были отмечены все команды - участницы соревнований. Прошли соревнования по настольному теннису, в которых участвовали 88 команд (201 человек): 50 команд общеобразовательных учреждений, 38 команд дошкольных учреждений), награждены 42 участника. В «Веселых стартах» приняли участие 111 учреждений.
С большим успехом прошли творческие конкурсы «Минута славы», «Шумный девичник», различные концерты, массовые посещения театров.