В докладе на городском педагогическом совете руководитель Департамента образования Ольга Ларионова обозначила ключевые стратегические направления деятельности, в реализации которых огромную роль играет Правительство Москвы.
Есть вопросы, задачи и проблемы, которые не касаются финансово-затратных аспектов работы системы, - их решение зависит от личной эффективности каждого руководителя.
Мы понимаем, что принцип соответствия педагога задачам образования - основной и наиболее важный.
Каждый из руководителей знает, каким должен быть его подчиненный. Но условия, делающие человека специалистом, компетентным интеллектуалом, отличаются особым содержанием. Сегодня его диктует Федеральный стандарт образования: новые программы и образовательная среда, новые виды деятельности и результаты и, самое главное, новый учитель. Такой учитель ниоткуда не придет.
Московское образование обладает высоким кадровым потенциалом. Педагоги города способны формировать знания, умения, навыки. Но сегодня перед нами иная задача - формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций ученика. Проще говоря, для того чтобы ребенок мог применить, а не продемонстрировать свои знания, необходимо создать специальные условия. Их обеспечивает деятельностный подход.
Хорошо известно, что из 20 четвероклассников-хорошистов немногие подтверждают свои результаты в среднем звене. Почему это происходит? Утрачивается мотивация, интерес ребенка к получению знаний, выясняется, что у пятиклассника не сформирована способность к общению и работе в группах, пониманию текста, недостаточно развиты моторные навыки, что и создает ребенку трудности в обучении в среднем звене. К сожалению, учитель начальной школы недостаточно владеет знаниями в области возрастных особенностей и общей психолого-педагогической культуры.
По утверждению Льва Семеновича Выготского, игра - ведущий вид деятельности ребенка и в начальной школе не замещается учебной деятельностью. К сожалению, наши учителя начальной школы не могут, а главное, не хотят учиться играть.
Наилучший способ демонстрации полученных знаний и умений - продуктивная деятельность, о которой мы забываем, как только дошкольник становится первоклассником.
В городе есть опыт решения этой проблемы - в нашем округе сложились районные методические объединения воспитателей детских садов и учителей начальной школы, в работе которых значительное место отводится обучению учителей организации продуктивной деятельности в начальной школе для решения задач преемственности. То, что сегодня мы считаем инновацией, - урок в парке, создание мультфильма, макета, проекта, дневник наблюдений за погодой или любимым питомцем - должно войти в повседневную практику учителя.
Несмотря на то что в городе выстроена система повышения квалификации, на занятиях курсов сам учитель не включен в деятельность. Серьезной содержательной частью профессиональной подготовки и совершенствования учителя должны стать вопросы философии образования, общей и возрастной психологии, педагогической этики и коммуникативной культуры. Зададимся вопросом: может ли хорошо образованный и, в общем, культурный педагог вступить в конфликт с коллегами и родителями?
К сожалению, как показывает практика, может, если у него не сформирована коммуникативная компетентность.
Неудовлетворенность родителей отдельными школами, да и системой в целом, проистекает из неспособности учителя, директора организовать партнерские взаимоотношения с участниками образовательного процесса. Жалобы родителей в своей основе - результат недостаточной информированности о жизни детей в школе, нарушения культуры общения. Современной семье не хватает выставленных в дневнике отметок, для нее важно знать, как проходит каждый день ребенка - что он делал на уроках, что нового узнал, с кем общался, где выступал и какую эмоциональную оценку или признание получил. И это в каждом ребенке нужно увидеть и дать возможность родителям им гордиться.
Часто родители и учителя искренне убеждены в том, что ребенок просто должен учиться, и им ничего не стоит убедить его в том, что учение - тяжелая обязанность, а то, что интеллектуальная деятельность может быть одной из самых ярких радостей, понимают не всегда.
Мы должны привести общество к пониманию главного смысла национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: учиться должно быть интересно, престижно и выгодно.
К сожалению, в нашем округе, да и в системе московского образования, есть учреждения, не соответствующие этим критериям. Прежде всего малокомплектные школы. Причины их появления не только в демографической ситуации.
Каждый год в апреле управления образования искренне озабочены проблемой набора детей в первые классы таких учреждений. Что значит для школы не набрать первый класс? Это уменьшение контингента в будущем, сокращение рабочих мест, снижение рейтинга у населения.
Но и в малокомплектных (на сегодня) школах есть история, традиции, выпускники. Поэтому один из способов их сохранения - слияние с другим, пользующимся повышенным спросом учреждением.
Это экономически и эмоционально затратный процесс, но он открывает новые возможности особой среды для начальной школы - с мастерскими, игровыми, отдельным спортивным залом для «началки», возможности для реализации многопрофильного образования, расширения блока дополнительного образования, создания школьных музеев как социокультурных центров.
Другой путь повышения престижности малокомплектной школы - построение эффективной школьной методической службы, которая обеспечивает формирование заинтересованного профессионального сообщества и, как следствие, повышение качества образования.
Благодаря участию в методической работе учитель повышает свой профессиональный уровень и статус, становится более уверенным в себе, добивается признания в педагогическом и родительском коллективах. К такому учителю дети придут!
Возвращаясь к теме нашего педагогического совета «Образование - стратегический ресурс развития города Москвы», подчеркну, что понятие ресурса имеет не абстрактный характер, а подразумевает нашу конкретную деятельность - накопление или мобилизацию ресурса, приобретение образованием качества саморазвития и эффективное управление этим ресурсом.
Главные действующие лица в этом процессе - директор и его заместитель. От нас зависит качество жизни ребенка, а значит, качество жизни населения. Это наш вклад в обеспечение стабильности общества сегодня и инновационного развития завтра.