Учителя - люди дисциплинированные, поэтому собираться участники встречи начали задолго до назначенного времени. Сначала пришли радостные молодые специалисты, радовались они тому, что только начинается их педагогическая карьера, а уже на телеэкране их увидят ученики, родители учеников, старшие коллеги. Старшие коллеги - народные, заслуженные и просто замечательные учителя Москвы - степенно занимали свои места за столами, предвкушая интересное зрелище и серьезные разговоры. Марию Комлеву, Всеволода Овчинникова, Юрия Завельского, Ефима Рачевского и многих других молодые учителя приветствовали с особенным чувством, ведь многим из них посчастливилось посетить мастерские этих уважаемых директоров школ в городских педвузах. За отдельным столом сидела группа учителей года Москвы разных лет во главе с академиком Галиной Китайгородской. Учитель года России-2008 Михаил Стародубцев держался рядом с учителем года Москвы Михаилом Случем, ведь мало того что оба Михаила работают в ЦО №1060, но впереди было еще и большое испытание, которое Стародубцев уже с честью прошел, а Случу оно предстояло - через несколько дней начинался Всероссийский конкурс «Учитель года». Дружной группой держалась делегация педагогов Северного округа во главе с председателем окружного совета директором Ириной Ильичевой. Делегацию Восточного округа украшала Любовь Балясная, группу директоров учреждений СПО - Герой Соцтруда Владимир Филиппов.
Удивительно, но очень известные артисты на этот раз держались очень просто, к ним можно было подойти любому и даже сфотографироваться. Приятно было убедиться, сколь доброжелательна и сердечна балерина Анастасия Волочкова, полюбоваться улыбкой Марии Максаковой. И Анастасия, и Мария потом поразили всех своим мастерством на сцене.
Сценарий предполагал душевные встречи с педагогами и их учениками, которые устраивали ведущие - заслуженный артист России Артем Каминский и тележурналистка Дарья Майорова. Борис Неменский, учитель, народный художник России, фронтовик, воспитал много российских художников, дав нашей школе свой подход в художественном воспитании детей. Среди его учеников - мультипликатор Александр Петров из Ярославля, который несколько лет назад получил «Оскара» за фильм «Старик и море». Вера Прохорова дружила с Рихтером и Нейгаузом, учила иностранному языку Юрия Башмета, Наталью Гутман, Виктора Третьякова, а учителем для самой Веры Ивановны был А.Анненский.
Строки «Под оболочкою железной у него характер бархатный и сердце золотое» адресовали заслуженному учителю России, директору гимназии №1534 Вадиму Железнову его ученики, свои поздравления Вадиму Алексеевичу и другим учителям приготовил бард Сергей Никитин, который и сам недолго - 4 месяца, но все же поработал педагогом, еще не получив диплом физфака МГУ. Вместе с Сергеем Никитиным его песни пел весь зал.
После такой песенной разрядки разговор пошел о педагогических династиях, и тут вне конкурса оказался Центр образования №2006, в котором работают сразу 29 педагогов, представляющих такие династии. Среди них Елена Виницкая из династии Акинфеевых-Кокоревых-Тихоновых-Виницких, рассказавшая всем о своей семье. Может быть, дело в том, что директор школы Вера Илюхина сама из династии Мининых-Осетровых-Илюхиных, общий педагогический стаж которой уже более 300 лет. Вот тут, кстати, выступила представительница и другой династии - артистической, солистка театра «Геликон-опера» Мария Максакова. Мария пела так хорошо, что всему залу захотелось показать свои вокальные возможности, что он и сделал вместе с коллективом «Республика», которая исполняла попурри известных песен.
Сегодня мы без устали критикуем авторов учебников, подчас не зная их в лицо. На этот раз одного из авторов мы увидели воочию - академика, доктора педагогических наук, автора школьных учебников по обществознанию Леонида Боголюбова. Он пришел на встречу вместе со своей ученицей - заместителем директора Московской городской лингвистической гимназии №1513 Людмилой Ивановой, которая сразу дала высокую оценку и лекциям, и учебникам Леонида Наумовича. По сценарию было предусмотрено выступление еще одного ученика Боголюбова - выпускника школы №56, советника юстиции, председателя Московской городской Думы Владимира Платонова, но прийти ему на съемку не позволили дела, что огорчило педагогов, так как и то, что не было на ней мэра Юрия Лужкова, которому педагоги хотели высказать поддержку и поблагодарить за хорошее материальное положение столичного учительства. Оставалось надеяться, что руководитель Департамента образования Ольга Ларионова передаст добрые слова учителей и Владимиру Михайловичу, и Юрию Михайловичу.
Отрадно было то, что нашли время для встречи с педагогами Герои России, летчики-космонавты Елена Кондакова и Александр Лазуткин. Александр - выпускник школы №347, сегодня много сил тратит на то, чтобы пробудить в ребятах интерес к техническому творчеству, к изучению физико-математических и естественных дисциплин, тем более что небольшой педагогический опыт у него есть. Правда, вузовский - после окончания МАИ Лазуткин преподавал в этом вузе на кафедре. Парадоксальным образом сидели за соседними столами космонавты, поднимавшиеся на значительную высоту, и путешественники, преодолевающие не менее значительные расстояния, - Дмитрий и Матвей Шпаро. Клуб «Приключение», созданный Дмитрием, приобщает школьников к путешествиям, занимается реабилитацией инвалидов, доказывая, что нет предела человеческим возможностям. И отец, и сын внесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Ребенок может много, если его поддерживает семья. Ольга и Владимир Цветковы, преподаватели музыки из Зеленограда, немало сил приложили для того, чтобы их сын Григорий научился виртуозно играть на балалайке. А учитель истории Владимир Лукутин привил любовь к педагогическому труду своему сыну Андрею - учителю года Москвы-2004. Он подавал пример сыну, знакомя его со своими учениками из 91-й школы, например, с Павлом Любимцевым, ставшим заведующим кафедрой мастерства актеров в Театральном институте имени Щукина, артистом Театра имени Вахтангова, телеведущим. Павел Евгеньевич пришел на встречу со своей любимой учительницей английского языка Светланой Никулиной и много хороших слов сказал о Владимире Дмитриевиче, благодаря которому стал интересоваться гуманитарными науками.
Вообще на встрече было сказано много о педагогах (например, известная гимнастка Ляйсан Утяшева не скупилась на добрые слова в адрес своего главного учителя - тренера Ирины Винер), о их роли в различных сферах нашей жизни (преподаватель РГМУ, доктор медицинских наук, главный специалист Департамента здравоохранения Дмитрий Панков подчеркнул: «Олимпийские рекорды зависят от того, как учитель старается сохранить здоровье своих учеников»).
Учителя бывают разными, одни работают в школьных классах и рассказывают о подвигах, совершенных выдающимися гражданами России, другие, сами совершившие подвиги, своим примером воспитывают патриотов России, как, например, заместитель директора Центра образования №1881, руководитель патриотического клуба «Поиск» Светлана Кобзева, участвовавшая в боевых действиях в Афганистане, награжденная медалями «За отвагу» и «За верность Отчизне». Ее ученики знают свои корни, ощущают себя наследниками славы дедов и прадедов. Четверо сыновей Светланы Рудольфовны умеют плавать, стрелять, занимаются рукопашным боем, греблей, радиомонтажом, служили и служат в армии.
А выпускник школы №703, заслуженный артист РФ Виктор Зинчук благодарен своему директору Зое Садомовской за то, что приобщала к совершенно мирным занятиям - помогала созданию и становлению школьного ансамбля «Молодость», поэтому, наверное, Виктор и смог стать музыкантом-виртуозом, в чем смогли убедиться участники встречи.
Воспитать профессионала - дело непростое, ему нужно отдавать подчас всю жизнь, как это сделал Герой Социалистического труда, заслуженный учитель, заслуженный мастер профтехобразования РСФСР Владимир Филиппов. Сам Владимир Сергеевич в 40-м году поступил в ремесленное училище, в 43-м стал мастером производственного обучения, учил таких же мальчишек работать на станках, помогать фронту. 33 года Владимир Сергеевич возглавлял профессионально-техническое училище №180 (сегодня это профессиональный лицей №310 «Квалитет»).
Конечно, среди учеников попадаются не только примерные мальчики и девочки. Заслуженная артистка РФ Анита Цой, прежде чем исполнить песню, призналась: в школьные годы была сорванцом, совершала некоторые неблаговидные поступки, но учителя так помогли, так поддержали, что жизнь сложилась счастливо.
Поддержка педагогов особенно нужна тем, кто попадает в трудную жизненную ситуацию, потому что так распорядилась судьба. Владимир Соколов, преподаватель информатики Московского городского психолого-педагогического университета, выпускник интерната №1 для детей с ослабленным зрением, разработавший уникальную программу по информатике для незрячих детей, каждым днем своей жизни доказывает, что нет тупика для таких ребят. Такой пример очень важен и нужен, так как помогает ребятам, в том числе и сиротам, состояться в жизни наперекор всему. Например, артистическая карьера выпускника Российской академии музыки имени Гнесиных Геннадия Сухарева началась в детском доме, первыми поклонниками его таланта были воспитатели этого детского дома, много для него сделал директор санаторного детского дома №39 Сергей Миначенко. Сегодня Геннадий Геннадьевич, ставший известным певцом, находит время для того, чтобы побывать в своем детском доме, спеть для своих педагогов.
Меняются времена, меняемся мы, но школа всегда останется для нас родиной счастливого детства и безмятежной юности, а наши учителя всегда будут рядом с нами, в наших сердцах. Бережно и нежно следят за нами глаза наших учителей, для которых мы всегда остаемся учениками. И символично, что завершилась встреча-концерт песней «Глаза учителя» в исполнении детского хора ВГТРК.