Форум был посвящен обсуждению проблемы дополнительных ресурсов повышения квалификации учителя в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определившего новые приоритеты, цели и результаты общего образования.
Через призму этих новых приоритетов учителям на форуме и предлагалось посмотреть на роль учебника в преобразовании педагогической деятельности учителя. Для обсуждения был выбран конкретный УМК по математике для 5-11 классов, выпущенный в издательстве «Дрофа». В работе форума приняли активное участие и сами авторы УМК - к.п.н. Георгий Константинович Муравин и к.п.н., доцент Ольга Викторовна Муравина.
Модератором форума стала к.п.н., доцент, Master of education Любовь Васильевна Зевина, зав. кафедрой математики и естественных дисциплин Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Для начала разговора по выделенным проблемам были размещены статьи авторов комплекта, рецензии и презентации учителей об опыте использования УМК в Ростовской области.
Всего за время работы на форуме размещено около 100 сообщений от 32 зарегистрированных участников из Волгоградской, Тамбовской, Ростовской, Курганской областей, Хабаровского края и др. Это были учителя сельских и городских школ, лицеев, колледжей, директор школы Сивокобыльская Н.В. (х. Гашун, Ростовская обл.), методисты из институтов повышения квалификации Жукова Н.Г. (г. Комсомольск-на-Амуре) и Маркова Т.Н. (г. Курган), а также методист Герасименко Е.А. из Управления образования г. Таганрога Ростовской области.
Участники форума писали об опыте своей работы с УМК Муравиных. О первых впечатлениях и результатах года, государственной итоговой аттестации за курс основной школы и единого государственного экзамена за курс старшей школы по математике. Судя по отзывам, такой обмен мнениями и опытом стал для всех участников не просто интересным, но и, безусловно, полезным. Для авторов же - серьезной оценкой их труда, возможностью пообщаться с профессионалами-практиками, ответить на вопросы, увидеть работу учителя, прислушаться к разным мнениям. Дискуссии были по-настоящему содержательны, а высказывания - обоснованны и конструктивны.


Результаты обучения математике по УМК Муравиных
В отзывах учителей отмечалось достижение поставленных учителями и учениками личностных, метапредметных и предметных целей.
В методических рекомендациях к учебнику для 5 класса подчеркивается необходимость постановки личностных целей ученикам и перед изучением раздела, пункта, и на каждом уроке. На минутах рефлексии на отдельных этапах урока, на уроках обобщающего повторения и систематизации знаний ученики оценивают достижение поставленных ими целей. В своих отзывах учителя акцентировали внимание на достижении личностных результатов. Например, Макова Т.З. (г. Котельниково, Волгоградская обл.) пишет, что «результаты работы в 5 классе показывают, что углубляется интерес учащихся к предмету, развивается самостоятельность их мышления. Ластовкин Н.В. (пос. Пятилетка, Тамбовская обл.) считает, что «...данный комплект имеет личностно ориентированную направленность, стимулирует учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, использованию проблемных творческих заданий. Учебники рассчитаны на долгосрочную память учебного материала: задания даны во взаимосвязи различных тем, освещаются с разных точек зрения, неоднократно подвергаются обсуждению, образуют такую систему, которая влияет на прочность усвоения сразу нескольких тем».
Учителя писали и о реально полученных результатах.
К примеру, Макова Т.З. (г. Котельниково, Волгоградская обл.) в этом учебном году от учеников 5 класса, которые в начальной школе занимались по математике по учебникам Моро М.И. и др., получила следующие результаты: уровень обученности составил 100%, качество знаний - 52%.
У Полтавской Г.Б. (г. Котово, Волгоградская обл.) в 5 классе при стопроцентной успеваемости ученики показали 75%-ное качество знаний. Учителем представлены результаты всех контрольных работ, проведенных в 5 классе. Галина Борисовна отметила следующие особенности комплекта: «Структура учебника такова, что позволяла освоить материал основательно, избегая перегрузок учащихся. Система упражнений подобрана для учащихся с различной математической подготовкой в порядке усложнения заданий. Практического материала УМК достаточно, плюс подбор упражнений в рабочей тетради позволял отследить пошаговое усвоение учащимися материала, также закрепить изученный материал, отработать навыки и проверить знания учащихся. Впервые дети освоили работу с тестами».
Учитель Качула Н.Н. (Ростовская обл.) при стопроцентной успеваемости во всех классах показала качество знаний в 7 классе - 57%, в 10-м - 33%. Сама учитель в 2009 г. стала победителем конкурса ПНПО и призером фонда инновационных научно-образовательных программ «Современное естествознание» в 2010 г.
Васецкая Т.С. и Васецкий Д.Л. (г. Морозовск, Ростовская обл.) пишут, что их образовательное учреждение (лицей), единственное в Морозовском районе работающее по УМК Муравиных показало лучшие результаты по ЕГЭ по району в 2010 г.
Скороходов А.А. (г. Азов, Ростовская обл.), учитель математики детской воспитательной колонии, в которой с 5 по 11 класс ведется преподавание по УМК Муравиных. Его радует, что ученики сами отмечают достоинства учебников, выделяя не только красочность учебников в 5 и 6 классах, но и преимущество краткости формулировок, большое количество интересных познавательных задач, раздел «Задачи на смекалку», систему исследовательских работ, игр, практических заданий. Учащиеся колонии участвовали в математических предметных неделях, конкурсах, викторинах, школьных олимпиадах. Ученик 9 «А» класса стал финалистом федерального конкурса «Лучший учащийся школ воспитательных колоний».
Кушнарева Т.А. (г. Ростов-на-Дону) с УМК Муравиных по математике работает уже 10 лет. Начинала она, когда еще не было всего набора методических, дидактических пособий и рабочих тетрадей. Она оценила сами учебники по содержанию и их структуре. Ей понравились сама система заданий в каждой теме, наличие стохастической линии, исследовательских работ, практикумов по решению текстовых задач, нестандартных заданий, домашних контрольных работ. Результаты ГИА, которые показали ее ученики, достаточно высоки: около 30% пятерок, процент качества более 60. По результатам ЕГЭ этого года в гуманитарном классе, где на математику выделяется 4 часа в неделю, самый низкий результат составлял 30 баллов, 18 учеников из 30 получили 60 баллов, наивысший результат - 71 балл.
Разговор касался преемственности курса математики основной школы УМК Муравиных и различных курсов математики начальной школы, между курсами алгебры и геометрии, между основной и старшей ступенями обучения. Например, Маркова Т.Н. (г. Курган) описала работу учителей Курганской области по внедрению УМК Муравиных. В этой работе принимают участие 11 учителей математики из 9 образовательных учреждений (4 школы г. Кургана и 5 школ из разных районов Курганской обл.). На семинарах и курсах повышения квалификации учителя высказывают свое мнение о комплекте. Наиболее значимыми результатами, которые не были видны сразу, стали следующие: пропедевтика геометрии в 5-6 классах позволила в 7 классе успешно начать изучение курса геометрии, систематическая работа по решению нестандартных задач подготовила учащихся к участию в олимпиадах по математике, задания в 7-9 классах хорошо подготовили к ГИА и др.
Можно говорить о доступности в изучении математики, так как учебники успешно используют в обычных общеобразовательных школах, в школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, колледжах, в классах коррекции и даже в детских воспитательных колониях.
В русле демократизации образовательной деятельности учителя отмечали возможность выбора учениками индивидуальных траекторий в изучении предмета. Есть основной и дополнительный теоретический материал, в задачах выделен уровень трудности, в рабочих тетрадях и учебниках оказана разная степень помощи в выполнении заданий: предложены план выполнения задания, схема или таблица к задаче, образец решения типовой задачи, советы к решению, решение наиболее трудных задач и ответы ко всем заданиям учебника. Учителя активно внедряют в практику преподавания математики идеи позитивной педагогики.
С целью воспитания самоконтроля и самооценки учащихся в каждом пункте учебника предложены контрольные вопросы и задания. С 7 по 11 класс в учебники включены трехуровневые домашние контрольные работы.
Учителя отмечали, что большую и своевременную помощь в их работе оказывает сайт, созданный авторами издательства «Дрофа» в поддержку УМК, http://muravin2007. narod.ru. Работа с ним тоже повышает квалификацию учителя в использовании информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. На авторском сайте можно найти в гостевой книге вопросы учителей и учеников, в разделе «Внедрение» - отчеты учителей и методистов ИПК о результатах работы по комплекту в разных регионах России, в разделе «Материалы для скачивания» -лучшие конспекты открытых уроков и др.
Большая и интересная работа проводится сайтом общественно-государственной экспертизы учебников, там учителя-предметники, методисты и преподаватели институтов могут написать свое мнение о любом учебнике, обсудить любую проблему, поучаствовать в разнообразных форумах. Спасибо руководителям сайта за организацию и проведение такого форума, который оказался полезным всем - и учителям, и авторам учебников.
Мы привели лишь небольшую часть отзывов, остальные мнения можно прочитать на сайте: http://www.fsu-expert.ru/node/2497, там же можно оставить свой комментарий или высказать свое мнение по заявленной проблеме.
Включаясь в работу по внедрению УМК Муравиных, учителя осваивают нувую технологию обучения, усваивают новое содержание, решают очень сложные задачи, выступают на методических объединениях учителей-предметников, проводят открытые уроки, тем самым повышая свою квалификацию.

Ольга Муравина, заведующая редакцией математики и информатики издательства «Дрофа»