Идеология нашего сайта не совсем обычна. У нас нет штата, нет ответственных за выпуск новостей, нет предмодерации. Любой зарегистрировавшийся пользователь может выложить новость, открыть ветку для обсуждения на форуме, разместить авторские материалы в разделах «Библиотека» и «История» (история конкурса «Учитель года Алтая»), опубликовать фотографии в галерее, объявить конкурс или акцию. Любые материалы редактируются и добавляются в прямом доступе в рамках пользовательского соглашения (очень гибкого и демократичного). В основе подхода - принципы самоорганизации, саморазвития, осознанного самоуправления.
Сайт не является собственностью клуба «Учитель года Алтая», это ресурс сообщества, и далеко не каждый пользователь член клуба. Клуб является, по сути, коллективным пользователем сайта. Здесь можно ознакомиться с последними новостями деятельности организации, прочитать официальные документы, заполнить форму заявления о вступлении в клуб.
По нашей задумке, сайт должен не только предоставлять возможность общения (всеми доступными средствами - переписка, форум, чат), но и быть площадкой для самопрезентации педагогов. Есть возможность размещать материалы, создавать индивидуальные странички и т. д. Хотелось также создать своеобразный виртуальный музей «Учителя года Алтая» с множеством фотографий, воспоминаний, видео- и аудиоресурсами.
Итак, идея была всесторонне проанализирована, наступил этап технической реализации, воплощения задуманного в жизнь.
На сегодняшний день существует огромное множество инструментов организации и размещения сетевого ресурса. Их можно классифицировать по различным критериям: функциональные возможности, цена, доступность (трудоемкость освоения и реализации) и многим другим.
Мы рассмотрели различные варианты - от бесплатных сервисов (www.narod.ru, www.ucoz.ru) до покупки хостинга и регистрации домена. В конце концов сошлись во мнении, что самым оптимальным вариантом будет размещение ресурса на поддомене сайта Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. Единственным недостатком можно считать размещение сайта в домене третьего уровня.
В качестве платформы для организации сайта (сетевого сообщества) была выбрана CMS (Content Management System), или система управления содержимым - Joomla. Joomla - программное обеспечение с открытым исходным кодом. Распространяется по лицензии GNU.
Главное преимущество Joomla - простота управления при практически безграничных возможностях и гибкости в процессе разработки и управления сетевыми ресурсами. Слово «Jumla», лежащее в основе названия «Joomla», в переводе с суахили означает «все вместе» или «в целом». Этот термин отражает подход разработчиков и сообщества к развитию системы.
Собственно, и идея пространства взаимодействия на сайте uga.akipkro.ru также созвучна данной идеологии.
Возможности Joomla:
    полное управление компонентами базы данных и сайта;
    разделы статей, новостей или сервисов полностью доступны для управления и редактирования;
    любые материалы могут быть добавлены при сотрудничестве (взаимодействии) нескольких авторов;
    полная настройка расположения блоков, включая левые, правые и центральные блоки меню;
    загрузка изображений браузером в свою собственную библиотеку для использования на сайте;
    динамические модули форумов, опросов, голосований с показом результатов;
    совместимость с большинством известных операционных систем;
    Joomla не требует от пользователя или администратора системы знаний HTML для управления и работы с ней.
Технические возможности сайта отражают потребности сообщества, а именно:
    новостная лента;
    фотогалерея;
    форум;
    внутренняя почта;
    чат.
Опыт подготовки web-портфолио для участницы конкурса «Учитель года России-2010» привел к идее создания площадки для размещения личных сетевых ресурсов педагогами, участниками клуба. Подобные ресурсы станут инструментами оценивания и самооценки достижений педагогов. Таким образом, uga.akipkro.ru отражает современную концепцию Web 2.0: Интернет - это не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие!

​Юрий КОЗЫРЕВ, методист отдела цифровых образовательных ресурсов Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования;
Николай МАРУХИН, учитель года Алтая-1999, учитель истории и обществознания