Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты. Обязательное введение новых стандартов, в соответствии с законом об образовании, начнется с 1 сентября 2011 года. В новом учебном году на всех уровнях должна быть обеспечена качественная подготовка к работе в начальной школе по новому стандарту и начато обучение по нему там, где есть полная готовность - 13 школ (прогимназии №№1723, 1728, 1754, 1781, центры образования №№1434, 1497, СОШ №№914, 261, 712, 1018, 1133, 1400, 1726) - 39 классов - более 1000 учеников. Все учителя 1-х классов пилотных школ в июне прошли курсы повышения квалификации, спланировано обучение учителей будущих первоклассников всех школ округа, приобретено учебное оборудование на сумму более 37 миллионов рублей. И тем не менее мы не можем с уверенностью заявить, что готовы к введению новых стандартов. Еще много предстоит сделать, формируя содержание образования в каждом отдельном учреждении.
К числу важнейших задач современного школьного образования относится формирование самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся, способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Профильное обучение, которое заявлено одним из приоритетов российского школьного образования, признано определяющим в решении этих задач. Сотрудничая с вузами округа - МИРЭА, АТиСО, МЭСИ, МПГУ, МГПУ, МГУ, ВЗФЭИ, - образовательные учреждения выполняют программы профильного обучения. В соответствии и с программой «СТО-5» мы брали на себя обязательство обеспечить возможность профильного обучения 70% учащихся 10-11-х классов. Наибольшую долю учреждений, реализующих профильное обучение, имеют сегодня районы: Филевский парк (100%), Раменки, Солнцево, Крылатское, Ново-Переделкино.
Лидирующие профили в округе: социально-экономический, физико-математический, гуманитарный. В округе организована работа по предпрофильной подготовке учащихся. В ОМЦ работает лаборатория методического сопровождения профориентационной работы, разработана окружная программа психолого-педагогического и методического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения «Мой выбор - моя ответственность». Уже три года проводится масштабный мониторинг профильных предпочтений учащихся 9-х классов, на основе которого выстраивается сеть профильного обучения. В округе определены 7 образовательных учреждений, выполняющих функции базовых по профильному обучению: школы №№72, 591, 812, центры образования №№1329, 1436, гимназия №1567, лицей №1586.
Новым направлением экспериментальной и инновационной деятельности в этом учебном году стала работа по переходу ОУ округа (гимназии №№1584 и 1541, ЦО №№1471, 324, 1317) в статус городских ресурсных центров (ОУРЦ). В новом учебном году работа по переходу ОУ в статус городских ресурсных центров и базовых школ по профильному обучению будет продолжена.
В рамках подготовки и празднования 65-го юбилея Великой Победы активизировались все формы работы по патриотическому воспитанию. Активно взаимодействуют с первичными организациями Совета ветеранов ВОВ учащиеся 139 образовательных учреждений; 104 из них шествуют над 81 памятным знаком как на территории Подмосковья, так и в Псковской области. Главная идея всей работы по подготовке к юбилею Победы - достучаться до каждого ребенка и рассказать о каждом ветеране. Поэтому мы, не оставляя традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию, доказавших свою эффективность, взялись за новый масштабный проект «Энергия Победы - новым поколениям». Благодаря ему каждое образовательное учреждение, каждый ребенок и даже родитель смогли найти свою нишу, почувствовать себя значимым звеном в глобальном проекте празднования 65-летия Победы. Здесь и электронный музей, и возрожденная «Зарница», и движение за присвоение имени героя школе, и ежегодная окружная легкоатлетическая эстафета среди общеобразовательных учреждений ЗАО на Поклонной горе, и масштабная акция «Победа входит в каждый двор», получившая высокую оценку руководителя Департамента образования Ольги Ларионовой. Завершился учебный год выездной акцией в Псковской области, где у Кургана дружбы собрались более 2 тысяч псковских и московских школьников на митинг-реквием «Я в сердце своем сохраню».
По итогам реализации программы «Патриотическое воспитание молодежи» в 2010 году Западному окружному управлению образованию присуждено 3-е место (а переходящий Кубок Героев округ получал в 2004 и 2009 годах). В номинации «Лучшее образовательное учреждение по организации патриотического воспитания молодежи» 1-е место заняла Школа здоровья №712. В номинации «Лучшее образовательное учреждение по организации ОВС» 1-е место заняла школа №37, 2-е место - школа №712, в номинации «Лучшее кадетское образовательное учреждение по организации патриотического воспитания молодежи» 2-е место заняла КШИ «Навигацкая школа».
Патриотическая работа не исчерпывается и не завершается юбилейными мероприятиями, а продолжает набирать обороты: в сентябре стартует X окружная акция «Сделай мир добрее» (фестиваль «Новое поколение - Великой Победе»). Предстоит еще много сделать по расширению сети военно-патриотических клубов, по оказанию шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и участникам боевых действий.
Эффективность воспитательной работы не определяется только количеством проведенных мероприятий или охватом детей разными формами дополнительного образования. Воспитание - та сфера, где особенно важны совместные усилия школы, семьи, других институтов гражданского общества. Анкетирование учащихся показало, что воспитательный потенциал семьи, к сожалению, незначителен. По мнению учащихся, в их семьях преобладают такие формы общения с родителями, как: беседы (67%), совместный отдых (64%), просмотр ТВ (62%), посещение кино, театров, выставок (41%), работа с компьютером (39%). На периферию детско-родительского общения отодвинулись, судя по оценкам старшеклассников, такие традиционные образовательно- и воспитательно-емкие формы общения родителей с детьми, как занятия спортом (часто - 28%, редко - 47%, никогда - 24%), семейное чтение (часто - 10%, редко - 42%, никогда - 45%).
Значительную результативность в работе по предупреждению антиобщественного поведения детей и подростков отмечают родители старшеклассников школ №№64, 598, 1248, 589, 712, 1933, 391, 1127.
Результаты мониторинговой общественной оценки позволяют сделать вывод о достаточно высоком уровне воспитательной работы общеобразовательных школ по социализации учащихся, формированию личности, способной вступить в самостоятельную жизнь, эффективно взаимодействовать с окружающими, адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе. Но требует дальнейших усилий работа по профилактике антиобщественных явлений (наркомании, алкоголизма, подростковой преступности). Расширился спектр задач школы по профилактике компьютерной наркомании, игромании, употребления ненормативной лексики, табакокурения.
Испытанием для всей системы образования, индикатором ее комплексной готовности к независимым процедурам оценивания вновь стал единый государственный экзамен, проведенный по 14 предметам. Действительно, этот год был очень насыщен и труден и для педагогов, и для выпускников: волны репетиционных экзаменов, тестирований - а ведь учебный процесс никто не отменял! Нам очень помогла сложившаяся система договорных отношений с вузами, на базе которых проводились окружные репетиционные экзамены по разным предметам и обучались, в том числе и тестировались сами педагоги. В 2009-2010 учебном году впервые родительский всеобуч по подготовке и проведению ЕГЭ в округе с участием представителей всех учреждений высших учебных заведений, методистов дважды был проведен в каждой районной управе. В общей сложности эта форма работы с родительской общественностью охватила около 2000 родителей обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений округа. Исходя из результатов единого государственного экзамена в 2009 году можно сделать основной вывод, что в целом мы справились с задачей: 51,7% общеобразовательных учреждений обеспечили качественную подготовку выпускников к сдаче единого государственного экзамена, в том числе по предметам, сдаваемым выпускниками на добровольной основе. Это на 15% больше, чем в прошлом учебном году, что свидетельствует о положительной динамике в совершенствовании системы подготовки к ЕГЭ в Западном учебном округе. Но соотношение общего числа выпускников государственных образовательных учреждений системы ЗОУО, получивших при сдаче ЕГЭ по общеобразовательным предметам 100 баллов, и аналогичного числа выпускников специализированных учреждений говорит о недостаточно эффективной системе работы образовательных учреждений в рамках подготовки к ЕГЭ с одаренными детьми и детьми, мотивированными к обучению (в округе 18% от общегородского числа 100-балльных работ по истории и 11% - по русскому языку). Выявились общеобразовательные учреждения (№№1543, 1567, 1941, 1230, 1541, 1542, 1238, 1584), уровень сдачи ЕГЭ выпускниками которых позволяет рассматривать их как ресурсные центры по подготовке к ЕГЭ обучающихся с повышенной мотивацией к обучению. В округе сложилась целостная система подготовки к сдаче выпускниками общеобразовательных учреждений единого государственного экзамена по русскому языку и математике, причем как в части минимизации неудовлетворительного результата, так и в части улучшения его качества.
Нас не может не беспокоить коммерциализация педагогической деятельности, вымогательство - как прямое, так и косвенное - через принуждение к репетиторским услугам. Говорю это не просто как администратор образования, а как человек, отдавший не одно десятилетие этой системе, с болью, но одновременно и с надеждой.
Общество ждет серьезных позитивных изменений в образовании. С оценкой общественности - а для нас это прежде всего родители учащихся - не просто приходится считаться, эта оценка становится определяющей. В мае 2010 года окружной методический центр провел исследование удовлетворенности родительской общественности качеством работы школ. Около 80% школ - более 3 тыс. респондентов - такова была выборка по округу. В среднем 84% родителей удовлетворены работой школы и не хотели бы сменить для своих детей образовательное учреждение, и лишь 2% родителей выразили резкое недовольство качеством образования в школах. Но уже в разрезе районов эти цифры различны: благополучная ситуация по данному показателю в Солнцеве, Дорогомилове, Крылатском, Тропарево-Никулине, и не может не тревожить Очаково-Матвеевское, где процент активно недовольных родителей почти в 7 раз превышает среднюю цифру по округу. Наиболее высокий уровень удовлетворенности работой школ высказали родители районов Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Тропарево-Никулино. В целом по округу, с точки зрения родителей, наиболее эффективно работают школы по нравственно-патриотическому направлению воспитания; последнюю позицию с отставанием на 25% занимает работа по профориентации школьников. Эти цифры, с одной стороны, отражают реальные приоритеты округа: патриотическое воспитание, особенно в юбилейную годовщину Победы, явный приоритет округа, в то время как работа по профориентации только начинает приобретать системное качество. А с другой стороны - яркие массовые акции запоминаются в большей степени, чем более будничные формы работы: тестирования, консультации. Наиболее низко оценили состояние работы по профессиональной ориентации родители района Филевский парк (31,5%), а наиболее высоко - Крылатского (56,5%).
В среднем по округу высокая степень удовлетворенности родителей преподаванием русского языка и математики (более 70% считают уровень их преподавания высоким). Наименьший процент высоких оценок получил предмет ОБЖ. При этом своеобразными лидерами по негативным оценкам стали: технология (6,3% оценили как низкий уровень преподавания) и иностранный язык (5,9%). Далее следуют информатика, физика и ОБЖ. При этом по районам есть некоторые вариации в оценках: во Внукове со значительным отрывом самый высокий рейтинг преподавания принадлежит физкультуре, в Раменках и Дорогомилове - математике (в последнем низко оценивается преподавание информатики), в районах Крылатское, Можайский и Кунцево лидирующие позиции занимает русский язык, а самый низкий рейтинг у ОБЖ. В районе Проспект Вернадского на первом месте, по оценке родителей, биология, а в Солнцеве - история. В районе Филевский парк - самый высокий рейтинг имеет преподавание русского языка, а уровень преподавания информатики оценивается родителями даже ниже, чем ОБЖ.
Опрос родителей зафиксировал и проблему взаимоотношений учащихся, родителей и педагогов: примерно на уровне 70-72% - показатели хороших отношений между учениками и учителями и родителями и учителями. На 14% больше респондентов оценили как хорошие взаимоотношения между родителями и классным руководителем. Это говорит о доверии родителей к классному руководителю, а следовательно, о большом воспитательном потенциале самого института классного руководства.
Поддержка талантливой молодежи в преломлении к масштабам округа уже несколько лет реализуется через комплексно- целевую программу «Одаренные дети». В 2010 году в округе 15 победителей Всероссийской олимпиады школьников. Нельзя не отметить, что вновь звездной по числу победителей олимпиад самого высокого уровня стала гимназия №1543. 40 образовательных учреждений округа имеют победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников. Но налицо неравный вклад в эту работу образовательных учреждений. 19 из них не подготовили ни одного победителя даже окружного этапа олимпиады (№№38, 55, 71, 239, 391, 1465, 665, 700, 737, 800, 802, 806, 888, 1003, 1013, 1437, 1127, 1198, 1455, 2025). Среди победителей городского этапа нет ОУ, имеющих высокий статус, - ни гимназии №1593, ни лицея №1586. Это повод задуматься.
В 2009-2010 году в Москве впервые был проведен Фестиваль научно-технического творчества и молодежных инициатив. В Западном округе работали площадки «Энергетика будущего», «Транспорт будущего», «Информационные среды и информационные технологии будущего», «Космос и космические технологии будущего» на базе школ №№843 и 1436, СЮТ «Солнцево» и МАТИ. По итогам фестиваля в Крокус Экспо была организована выставка «РИТМ - развитие инновационного творчества молодежи», в которой со своими прорывными проектами, исследовательскими работами и техническими экспонатами приняли участие 75 учащихся из школ №№37, 72, 323, 843, 1436, 1586, СЮТ «Солнцево», ЦДЮТ «Киевский».
На окружном уровне в течение нескольких лет проводится конференция проектных и исследовательских работ учащихся «Эврика» для 5-11-х классов. На заключительный этап конференции оргкомитетом было рекомендовано 174 работы. В сравнении с прошлым учебным годом этот показатель увеличился почти в 2 раза. На протяжении 14 лет на территории Западного округа проводится уникальная научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Организатор и база для подготовки и проведения конференции - гимназия №1541, главным соучредителем в последние годы стал Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, в стенах которого теперь проходит первый день конференции.
В 2009-2010 учебном году в округе впервые прошли соревнования «Первый шаг в робототехнику». Эти состязания для новичков, и цель их - заинтересовать робототехникой как можно большее количество учащихся. Наши команды школ активно участвуют в окружных и городских мероприятиях по робототехнике:
    Фестиваль «Новая Вершина» в МАТИ;
    «Каникулы роботов» в Политехническом музее (январь 2010 года), где в номинации «Канат» команда гимназии №1542 заняла 1-е место, а в номинации «Сумо» команда ЦВР «Раменки» заняла 3-е место;
    Фестиваль науки в Экспоцентре, где ГОУ СОШ №72 заняла 3-е место в соревнованиях лего-роботов;
    Школьная ярмарка от «А до Я», на которой предоставили модели для стенда школы №№542 и 1317, ЦО №№1329, 1436; проводила показательные соревнования роботов гимназия №1542; демонстрировали модели школа №79, лицей №1586.
20 марта 2010 года в школе №72 состоялся окружной тур IV олимпиады лего-роботов. Городской тур олимпиады лего-роботов прошел в рамках второго Всероссийского робототехнического фестиваля. Одним из призеров всероссийского этапа Международных состязаний роботов-2010 стала команда гимназии №1542.
Пятое направление образовательной инициативы «Наша новая школа», касающееся современной школьной инфраструктуры, особенно значимо в свете рассматриваемых стандартов школьного образования, одна из новаций которых - требования к условиям обучения. И здесь мы должны говорить как о материально-технической базе, так и об информационной среде образования. Готовясь к новому учебному году, мы проанализировали возможности снижения неэффективных или малоэффективных расходов в сфере общего образования. Какие же здесь ресурсы? Прежде всего:
    реорганизация малокомплектной школы №256;
    сокращение ставок административно-вспомогательного персонала;
    оптимизация сети экспериментальных площадок с сокращением ее числа на 42 и установлением жестких ограничений на количество ГЭП в одном учреждении;
    деление в соответствии с обновленным московским базисным учебным планом только на 2 подгруппы при изучении иностранного языка, и то при условии нормативной наполняемости класса.
Проанализировав затраты на дополнительное образование - кружки и секции в общеобразовательных учреждениях, мы решили, что при развитой сети УДОД (а их в округе уже 23) мы не можем себе позволить в сегодняшних условиях такое количество часов (в 25 ОУ более 200 часов на доп. образование). Несмотря на значимость этой формы работы, придется резко сократить данную статью расходов.
Немаловажным направлением стало достижение нормативной наполняемости классов. В округе неуклонно растет средняя цифра наполняемости: сегодня составляет 24,3 человека с учетом классов компенсирующего обучения, но уже в начальной школе средняя цифра превышает норматив - 26,5 человека. Мы в течение года готовили образовательные учреждения к переходу на организационно-правовые формы: уже поданы первые заявки на получение статуса автономных некоммерческих организаций.
В рамках Проекта создания информационной системы поддержки образовательного процесса, организованного Департаментом образования и Управлением информатизации Москвы, создана система «Порталы и сайты образовательных учреждений». Проект направлен на формирование целостной системы, позволяющей обеспечить свободный и оперативный доступ широких групп населения к информационным ресурсам образовательных учреждений. На конец 2009-2010 учебного года созданы сайты в 158 школах, в 193 ДОУ, в 8 НШ-ДС. Творчески к созданию сайтов отнеслись школы №№875, 41, 800, 811, 815, 98, 874, 239, 712, 1119, 1941, 1371, 1017, 1473, 1728, ГОУ КШИ «НДКК» №11, гимназия №1541, КШИ «Навигацкая школа», ВСШ №226, ЦО №№1438, 1455, 1440, ДОУ №№1515,409,798, 1790, 2475, 1623, 1633, 1565, 37, 659,1757, 1671, 1298, 906, 821, 863, 1937, 1013, 1428, 2358, 1412, 2282, 786, 805, 815, 2061, 2228, 2604, 1800, 1382, 569, 1736, 2569, НШДС №1889 и другие.
Округ традиционно лидирует по такому показателю информатизации, как количество детей на 1 компьютер. Но в числе проблем следует указать неравномерное распределение компьютерной техники: 24 школы имеют менее 5 человек на 1 компьютер, а в 17 этот показатель выше 15 человек. Условия явно неравные, особенно в ситуации, когда парк компьютерной техники в целом обновляется крайне медленно и в основном за счет внутренних ресурсов. Пока еще слабо используются и возможности информационной среды для размещения в ней материалов домашних заданий и ресурсов к ним, формирования портфолио ученика, электронного журнала. Задача предстоящего года - 100-процентное подключение к этой работе всех учреждений.
Мы вступаем в особый учебный год. Это год завершения программы мероприятий Года учителя, «Литературного венка России». Это начало Года спорта и здорового образа жизни. И именно этот год будет в основном завершающим годом реализации программы «Столичное образование-5». Значит, и образовательным учреждениям следует вернуться к нашей программе и еще раз выверить основные показатели работы округа. Существенные изменения в процедурах аттестации педагогов ждут нас с 1 января, а повышение квалификации, в котором возрастает роль методической службы, начинается уже с 1 сентября. С 2011 года начнется постепенный в течение пяти лет переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. При этом у всех учителей, имеющих квалификационные категории, они будут сохраняться до конца срока их действия. Нам нужно подготовиться к работе в новых организационно-правовых формах: бюджетных, казначейских и автономных организаций. Этот переход должен быть понятен, прозрачен не только для руководителей, но и для педагогов, общественности. Предстоит в ближайшие дни провести широкое обсуждение новых организационно-правовых форм с педагогической и родительской общественностью и школьными советами. В наступившем году нам нужно будет разработать паспорт государственных услуг и сформировать государственное задание для каждого конкретного учреждения.
Все мы должны понимать, что позиционирование себя как части системы образования столицы России требует очень высокой планки и для округа, и для конкретного учреждения, и для каждого из нас. Если перевести задачи личностно ориентированного образования на язык публичного выступления, то главной тактической задачей предстоящего года будет «Дойти до каждого!». Мы знаем, как хорошо и удобно мыслить и отчитываться массами, процентами. Отчитываться так можно, а работать нужно с отдельной личностью: ученика, родителя, педагога, руководителя.
Общество и государство ждут от нас перемен, вправе требовать от нас перемен, и мы должны адекватно реагировать на эти ожидания. Трезво оценивая ситуацию, свои внутренние силы, крепкие и надежные узы социального партнерства, поддержку префектуры, мы ставим перед собой трудные, но реальные задачи. И я верю в профессионализм и преданность делу педагогов, верю в Западный округ и знаю, что мы справимся.