Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

- Складывается впечатление, что мои размышления по этому поводу интерпретированы слишком прямолинейно. Призывов как таковых, конечно же, не было. Но есть позиция, которую я неоднократно высказывал и обозначу еще раз. Тем более в преддверии выпускных и вступительных экзаменов.

В начале 80-х годов, когда я преподавал в Брюссельском университете, мое внимание привлек плакат, который запомнился на всю жизнь. Тяжелый взгляд, судя по всему, явно нездорового человека и подпись к нему: «Он - не псих, он - безработный». Плакат висел практически на всех углах, рекламных щитах, в метро, в автобусах... Действительно, страшно быть безработным, неспособным обеспечить себя, свою семью, своих детей. Сегодня мы оказались у определенной черты, за которой может последовать, без преувеличения сказать, массовая безработица. Уже сейчас в России налицо перепроизводство специалистов с высшим образованием. Имея в кармане дипломы, они не могут устроиться на хорошую работу. Большая часть выпускников работает не по специальности. Число вузов, дающих сомнительное по качеству образование, непомерно выросло, отдачи от такого «высшего образования» практически нет. О явном перекосе здесь говорят цифры: при 1 млн. 350 тысячах выпускников прошлого года студентами стали 1 млн. 200 тысяч человек. Значит, 70% поступили в вузы, 20% - в ПТУ, техникумы... Что скрывается за этими цифрами? Все ли поступившие в вузы студенты сделали осознанный, правильный, адекватный выбор? Смогут ли они в самом деле (какой процент из поступивших) стать специалистами высокого уровня? А может быть, кто-то из юношей решил «пересидеть» в вузе армию? Как все это отразится на их дальнейшей судьбе? Сегодня, например, экономисты, юристы, не имея личных связей для трудоустройства, часто становятся безработными.

В то же время средняя зарплата специалиста с высшим образованием (например, в Санкт-Петербурге) в 2 раза ниже зарплаты выпускника профессионального училища. Рост и темпы производства, которые неизбежны для нашей страны, увеличат потребность в работниках с начальным и средним профессиональным образованием, владеющих современными технологиями. Нам очень нужны новые по качеству подготовки и уровню квалификации рабочие кадры, технический, обслуживающий персонал. Поэтому сегодня, как никогда ранее, необходима серьезная, кропотливая профориентационная и в какой-то мере идеологическая работа, призванная повысить значимость и престиж рабочих профессий.

Следует также решить ряд других проблем. Например, преодолеть недостаточное соответствие содержания среднего профессионального образования изменяющимся запросам личности и потребностям отраслей экономики, социальной сферы, развитию наукоемких и информационных технологий, наладить социальное партнерство средних специальных учебных заведений с работодателями.