С​ельские школы ведут активный и творческий поиск новых путей развития, 85 процентов школ из 228 образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, расположены в сельской местности.

Первая школа агротехнологического профиля в Республике Саха (Якутия) создана в 1988 году. Новатором идеи «агродвижения» стала Диринская школа Чурапчинского улуса. С этого времени количество агрошкол увеличивается, расширяется география их распространения, к ним предъявляются новые требования, совершенствуется нормативная база.
В 2004 году школы, связанные с сельскохозяйственным производством, опытничеством и экологией, вошли в Союз агропрофилированных школ. Так, они по мере своих возможностей содействуют социально-экономическому развитию села, созданию системы допрофессиональной и профессиональной подготовки кадров для агропромышленного комплекса республики.
В настоящее время функционируют 42 школы с агротехнологическим профилем в 22 улусах республики. В 33 агрошколах учащихся обучают основам овощеводства и земледелия, в 20 школах - основам животноводства, в 28 - готовят трактористов и сельских механизаторов.
Становлению и развитию агрошкол способствует  плодотворное сотрудничество с региональным Министерством сельского хозяйства. В рамках соглашения осуществляется грантовая поддержка агрошкол с целью укрепления материальной базы и оснащения сельскохозяйственной техникой и оборудованием. По программе социально-экономического развития сельской местности предусматриваются средства на строительство жилья для учителей сельских школ.
Все агрошколы ведут опытническую экспериментальную и исследовательскую работу по разным направлениям сельского хозяйства и природопользования с целью формирования у школьников естественно-научного мировоззрения и исследовательских компетенций. В этом огромную помощь школьникам оказывают научные сотрудники республики, организуются лаборатории, консультации, диспуты, конкурсы, конференции и лекции. Наставниками и даже партнерами школ стали ученые Якутского государственного университета имени Максима Аммосова, Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской академии наук, Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, ИПКРО имени Семена Донского-II. При ЯНИИСХ СО РАСХН образована Малая академия сельского хозяйства, ЯГСХА проводит республиканскую научно-практическую конференцию «Чугуновские агрочтения», учащиеся агрошкол с успехом выступают с докладами на конференциях «Шаг в будущее».
Учебно-производственный труд учеников агрошкол постоянно сопровождается опытнической и сортоиспытательной экспериментальной работой. К примеру, ребята из Борогонской агротехнической школы Вилюйского улуса и Рассолодинской агрошколы Мегино-Кангаласского улуса ведут собственную опытно-исследовательскую работу; Магарасская агрошкола Горного улуса выращивает лекарственные травы; Диринская агрошкола Чурапчинского улуса проводит эксперимент по созданию рыночных инфраструктур агрошколы; Индигирская агрошкола Момского улуса занимается вопросами земледелия в условиях Крайнего Севера. А Октемский лицей отрабатывает модель долевого участия в хозяйствующем субъекте в форме общества с ограниченной ответственностью. Многие агрошколы ищут свой путь хозяйственной деятельности по использованию традиционных методик с сочетанием условий современного воспитательного и образовательного процесса, из года в год расширяя поле своей деятельности.
Основным направлением деятельности агропрофилированных школ может стать развитие в рамках социокультурной модернизации, начало которой положено на январском совещании работников образования 2010 года. Социокультурная модернизация актуальна в связи с реализацией в республике мегапроекта «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», предусматривающего создание крупных агропромышленных комплексов наряду с крупными проектами в области транспортной инфраструктуры, нефтегазовой, энергетической, угольной, алмазодобывающей промышленности.
Деятельность агрошкол, как и школ, реализующих дуальное образование, актуальна и значима в рамках модернизации образования при условии наличия гуманитарной составляющей, усиления мировоззренческих начал, аспектов, связанных с экологическим мышлением и деятельностью, правовой культурой, законодательными и иными ограничениями.
Заведующий лабораторией социокультурных и региональных проблем развития образования Института управления образованием РАО, один из авторов концепции общественного развития Анатолий Цирульников, подчеркивает, что в Якутии происходит социокультурная модернизация образования, есть разнообразный реальный опыт.
Социокультурный анализ, используемый при разработке проектов и программ развития образования в конкретных населенных пунктах и районах, выборе стратегии и модели развития школы, создании республиканских экспериментальных площадок, определил координаты инновационной деятельности. Ведь этот метод весьма актуален для республики, где столь разнообразны типы муниципальных образований (культурно-исторические, бывшие промышленные зоны, арктические). Для удовлетворения образовательного заказа гражданского общества организация мониторинговых исследований становится необходимым условием.
Совершенствование нормативной базы - проблема злободневная. Не в полной мере решен вопрос регламентации трудовой деятельности школьников, организации детских предприятий, создания частных школ, автономных учреждений, упрощенной системы налогообложения для предприятий, частных предпринимателей и попечителей, оказывающих финансовую поддержку учреждениям образования, реализующим профессиональную подготовку школьников и молодежи. Предстоит апробация перспективных моделей содержания и технологий образования. Это цифровые системы образования разного уровня и содержания, варианты организации производственной практики, укрепление материально-технической базы учебно-производственных центров. Необходимо ускорить процессы лицензирования образовательной деятельности по профильным направлениям агрошкол с целью обеспечения социальной адаптации выпускников к рынку труда, гарантии трудоустройства.
Опыт агрошкол, реализующих инновационные программы, распространяется, и благодаря этому рождаются новые организационные модели образования в сельской местности, а в практической деятельности апробируются новые технологии сельскохозяйственного производства и профессиональной подготовки школьников, разрабатываются учебные пособия, практикумы, учебные программы.

В рамках подписанных соглашений сотрудничества с региональным Министерством предпринимательства, развития туризма и занятости и Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) предстоит многогранная деятельность по расширению самостоятельности агропрофилированных школ, а это, по нашему мнению, как нельзя лучше отвечает одному из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Евдокия НИКИФОРОВА, заместитель министра образования Республики Саха (Якутия)