ервой традицией этого события стал конкурс гитарной песни, посвященный памяти Николая Сибирякова, замечательного педагога-новатора, гитариста, певца и поэта, который был одним из тех, кто готовил первую ярмарку. Кстати, его удивительную песню «Подснежники», которая традиционно звучит на сборе якутских педагогов, можно по праву назвать неофициальным гимном нашей ярмарки.
Ярмарка, собирающая сотни авторов всевозможных культурно-образовательных инициатив, по сути своей очень похожа на авторскую песню, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах. Да и сама по себе ярмарка является своеобразной сетевой авторской школой, которую учителя сами придумали для себя и своих учеников. Авторы школ, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими. Они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся. Они придумали школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается благодаря именно таким авторским школам.
Идея проведения такой ярмарки возникла в 2002 году. Мы возвращались с Анатолием Цирульниковым из научно-педагогической экспедиции по Заречью и спорили о сетевом образовании. Тогда была мечта собрать всех своих единомышленников где-нибудь в палаточном городке и говорить, обсуждать, спорить о проблемах сельской школы. Придумать сбор сельских учителей, не похожий ни на что другое! Когда вспомнили, что для села всегда было характерно ярмарочное действо, идея сельской педагогической «тусовки» начала трансформироваться в столь понравившуюся якутским педагогам ярмарку «Сельская школа» (а впоследствии и «Образовательная марка») уже довольно легко.
Мы говорили о том, что характер модернизации системы образования напрямую зависит от характера политических и социально-экономических изменений в обществе. О том, что необходима децентрализация управления образованием. О том, что взаимодействие образовательных институтов между собой и с органами управления должно быть достаточно гибким.
Поиск, разработка и апробация новых моделей управления образованием, в том числе ориентированных на сетевой характер взаимодействия образовательных институтов, представлялись нам одной из важнейших задач дальнейшего развития региональной системы образования. А главным условием, считали мы, должны стать контрактные отношения между образовательными инициативами и государством в лице министерства.
Если есть интересные культурно-образовательные проекты, можно организовать их встречу, но не по законам известных всем конкурсов на статус федеральной или региональной экспериментальной площадки, а по правилам ярмарок. С другим мировоззрением, другим духом и укладом, другим содержанием. Как совокупность культурно-образовательных инициатив (проектов и программ) школ, детских садов и других образовательных учреждений и организаций, родителей, детей и возможных инвесторов извне образования, в диалоге которых может строиться по сути своей сетевое ярмарочное действо, которое может выполнять роль своего рода авторской микромодели культуры.
Сегодня ярмарка вступила в решающий этап трансформации в образовательную и инвестиционную. Очная встреча как итоговое сетевое событие учебного года проходит в третьей декаде июня, но зимой действуют виртуальные образовательные программы (как виртуальный экспертно-проектный образовательный этап ярмарки). Формируется структура инновационного повышения квалификации. Обновляется экспертное сообщество.
Ярмарка фактически уже стала вариантом сетевого образования педагогов. Это добротная сетевая школа, образование в которой строится по законам образовательного путешествия по избыточному миру большой культуры. Это своего рода модель открытого общества и открытой школы, суть которой гуманитарный диалог.

Николай БУГАЕВ, заместитель директора Института развития образования Министерства образования РС (Я)