Очень интересных результатов как в образовательной, так и в связи с ней в социально-экономической и социально-культурной сферах добились наши норвежские соседи. Речь прежде всего идет о реформе системы образования для саамов - малого арктического народа. Комплексный подход к решению проблемы в Скандинавских странах сделал образование реальным ресурсом развития саамского народа как конкурентоспособного этноса, ведущего аборигенный образ жизни, а саму основу этого образа жизни - оленеводство - не только рентабельным, но и высокодоходным видом деятельности. Поддержку и развитие получили не только виды деятельности, связанные с оленеводством (производство мяса, пошив одежды и обуви из оленьих шкур, художественная обработка рога и кости), но и такие промыслы, как рыболовство и сбор дикоросов, ведь все это единый природно-хозяйственный комплекс.
Существует необходимость создания образовательной подсистемы для той части населения РФ, которая выбирает жизненный уклад и производственную деятельность, основанные исключительно на экосообразном природопользовании. И еще: оленеводство и другие виды традиционной производственной деятельности безальтернативны как системообразующий фактор конкурентоспособного развития северных цивилизаций, входящий в XXI веке в нашу жизнь через региональную профильную модернизацию системы общего и профессионального образования.
Именно в достижении этих целей сверхзадача проекта. Это инструмент модернизации социокультурных ресурсов общего образования народов Севера в интересах развития их человеческого потенциала. Впрочем, речь вполне закономерно может идти и о профессиональном образовании.
Все разнообразные виды деятельности, которые осуществляются в рамках проекта, должны привести к складыванию учительского экспертного сообщества, способного не только понимать тактику и стратегию проекта, но и обладать способностью критически оценивать промежуточные и итоговые результаты, проецируя их на развитые в ходе проекта свои новые профессиональные компетенции. И далее - на те компетенции, которые развиваются у учеников арктических школ благодаря этим учительским компетенциям. В этом и будет состоять модернизация социокультурных ресурсов общего образования народов Севера в интересах развития их человеческого потенциала.