- Афанасий Семенович, в республике осуществлен переход на нормативное финансирование и новую систему оплаты труда, учитывающую интенсивность и результативность труда учителей. Законодательно закреплен переход от административно-ведомственного к общественному школьному управлению. Вы уже ощущаете результаты модернизации?
- Консолидация средств по приоритетному и комплексному проектам в сфере образования оказала влияние на происходящее в каждой школе, в каждом школьном классе. Сегодня мы видим позитивные тенденции, отражающие уровень образованности, конкурентоспособности, здоровья школьников и в городской, и в сельской местности, усилился контроль и надзор в сфере образования.
Приняты законы, которые составили прочную основу для дальнейшего развития системы в целом и учреждений, расположенных в сельской местности, значительно увеличилась финансовая поддержка детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей республике введение новых финансово-экономических механизмов идет в целом стабильно. С одной стороны, мы вовремя начали разработку региональных подходов, с другой - мы не стали сразу переводить всю систему на новые финансовые механизмы, а выбрали поэтапный путь: сначала небольшая доля учреждений, корректировка с учетом их опыта, а потом уже внедрение.
Переход на новую систему оплаты труда учителей произошел в 2007-2009 годах в рамках Комплексного проекта модернизации образования. Основным эффектом внедрения новой системы оплаты труда стал рост заработной платы учителей. Средняя заработная плата по новой системе оплаты труда со стимулирующей частью составляет 24846 руб. Значительно выросла заработная плата у учителей начальных классов, руководителей школ, у молодых учителей, не имеющих большого стажа (в 1,5-2 раза).
С 1 июля 2010 года осуществлен переход на отраслевую систему оплаты труда других категорий педагогических работников, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала, работников детских дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов.
Меняется структура зарплаты, существенно увеличилась доля стимулирующих выплат, это в конечном итоге повысило мотивацию педагогов к достижению позитивной динамики результатов работы и сказывается на качестве образования.
- Но, наверное, введение новой системы оплаты труда была бы недостаточно эффективной мерой, если бы Якутия не перешла на нормативное финансирование?
- Сегодня разработана региональная законодательная база нормативного финансирования. Принят закон Республики Саха (Якутия) «О размере нормативов на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования». Нормативы учитывают региональные условия - значительный удельный вес учреждений, расположенных в труднодоступной и отдаленной местности, размещение многих школ в нескольких приспособленных зданиях. Норма наполняемости классов установлена на основе кластерного подхода по 6 группам от 10 до 25 человек в зависимости от численности населения в населенных пунктах от 600 человек и свыше 15 тысяч человек. Установление нормы по шести группам способствовало сохранению школ в малых, средних и труднодоступных населенных пунктах.
Норматив на одного обучающегося в Республике Саха (Якутия) также учитывает ступени, язык обучения, соотношение учителей и прочего персонала. Также в законе о нормативах есть коэффициенты, учитывающие типы и виды образовательных учреждений, в том числе агропрофилированные школы и школы, осуществляющие профессиональную подготовку. Нормативы в этом году уточняются в связи с введением новых стандартов образования в сторону увеличения.
- Как обстоят дела в республике с малокомплектными школами?
- В отношении малокомплектных школ разработан свой подход, учитывающий территориальные особенности. Так, ежегодно распоряжением правительства РС(Я) утверждается перечень малокомплектных школ. Критериями малокомплектной школы являются труднодоступность, наличие естественных, водных преград, отсутствие дорог, отдаленность месторасположения школы от ближайшего населенного пункта. Мы поощряем сетевое взаимодействие малокомплектных школ с крупными школами, дистанционное образование школьников, объединение школ с дошкольными учреждениями. Школы у нас закрывались только в случае ликвидации всего населенного пункта или из-за слияния с другими школами, расположенными в одном пункте. Если школа обеспечивает качественное образование, соответствующее современным требованиям, то она имеет право получать всемерную помощь от государства и общества. Немаловажны и другие причины, по которым малые школы нужно поддерживать в удаленных и малозаселенных местностях. Благодаря этим школам осваиваются труднодоступные территории, обживается и благоустраивается наша Родина.
- Одна из особенностей Якутии состоит в том, что ее жители мегаполисам предпочитают сельскохозяйственный уклад жизни. Как решаются в республике проблемы сельской школы?
- Из 643 школ республики 470 находятся в сельской местности. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера функционируют 67 общеобразовательных и 11 кочевых школ.
Две трети (330) сельских школ являются единственными в населенном пункте. Расстояние до ближайшей школы составляет от 50 до 550 км. В 173 школы можно доехать только по автозимнику.
Проблемам сельской школы уделяется особое внимание. Сегодня в республике накоплен определенный опыт по улучшению условий для получения детьми сельских школ качественного образования. Мы поддерживаем сельские школы через законы РС(Я) «Об учителе», «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений», целевую программу развития образования, нормативы финансирования приняты с учетом особенностей сельской местности.
Особое внимание уделяется агропрофилированным школам. Их статус приравнен к статусу гимназий и лицеев. В развитии агрошкол существенную помощь оказывает Министерство сельского хозяйства республики. Мы считаем, что сельские школы должны готовить будущих хозяев земли, иметь подсобные хозяйства и договоры с производственниками, обеспечивать экологически чистые продукты питания школьникам.
- Несмотря на объективные трудности, сельские школы ведут активный и творческий поиск новых путей развития...
- В республике с 2000 года проводится конкурс инновационных образовательных проектов и программ. В настоящее время 228 образовательных учреждений реализуют инновационные программы, из которых 85 процентов - сельские.
Именно сельские школы первыми начали разрабатывать проекты, направленные на поддержку социально-экономического развития наслега, улуса, формировать представление о новой модели образования, связанной с автономией школы, изменением содержания образования, развитием сетевого взаимодействия, социального партнерства, государственно-общественного управления.
Сегодня дальнейшее развитие сельских школ напрямую связано с профессионализацией системы общего образования и внедрением системы дуального образования.
- Как обеспечиваются сельские школы высококвалифицированными педагогическими кадрами?
- На региональном уровне в целях закрепления педагогических кадров в сельской местности предусмотрены доплаты за работу в сельской местности к окладу, льготы по оплате жилой площади, отопления и освещения.
Особое внимание уделяется кадрам арктических северных сельских школ. С 2006 года действует подпрограмма «Обеспечение жильем педагогических работников сельских малокомплектных школ арктических и северных улусов», согласно которой Министерством образования заключаются договора с молодыми специалистами остро востребованных специальностей о предоставлении жилищной субсидии при условии работы учителя в сельской малокомплектной школе арктических и северных улусов в течение 5 лет.
Также для закрепления людей на селе сегодня действует программа индивидуального жилищного строительства, рассчитанная только на сельскую молодежь.
- В конце сентября в республике пройдет ХII съезд учителей и педагогической общественности. Что вы от него ждете?
- В 2005 году на XI съезде принята Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) «Качественное образование - надежные инвестиции в будущее» на период до 2020 года. Анализ прошедших пяти лет со времени проведения предыдущего съезда убеждает нас в правильности направлений, заданных Стратегией. Прошедший период высветил новые вызовы времени: построение инновационной экономики, основанной на знаниях, создание информационного общества, переход к глобальной конкуренции образовательных систем. ХII съезд позволит проанализировать результаты осуществления проектов модернизации, публично обсудить формирующиеся тенденции, выделить узловые проблемы и наметить конкретные действия.
- Какие основные документы планируете обсудить?
- На съезде будут обсуждены два стратегических документа. Это концепции республиканской государственной целевой программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» и социокультурной модернизации образования. Данные документы определяют дальнейшие шаги развития системы образования республики.
- Какая взаимосвязь будет прослеживаться между стратегией и концепцией программы развития на 2012-2016 годы?
- В 2011 году завершается государственная целевая программа развития образования, принятая в 2007 году. Благодаря реализации этой программы значительно укреплена материально-техническая, учебно-методическая база образовательных учреждений, проведена огромная работа по информатизации, усилено государственно-общественное управление, осуществлен переход на новые экономические механизмы. На реализацию этой программы было предусмотрено более 1 млрд рублей.
В новой программе найдут отражение основные цели, задачи, принципы стратегии, а также некоторые направления трех больших проектов предыдущей программы развития - «Образование - для всех», «Школа - всенародное достояние», «300 современных школ - за 15 лет».
Вместе с тем в новой программе будет уделено больше внимания развитию школьной инфраструктуры, системы оценки качества образования, расширению финансово-хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений, созданию условий для обеспечения непрерывности, адресности, формированию гибких форм переподготовки и повышения квалификации работников образования.
- А какие надежды вы возлагаете на концепцию социокультурной модернизации образования республики?
- Концепция разработана благодаря рекомендациям январского совещания работников образования в этом году. В основе проекта лежит принцип создания точечных стартовых инновационных проектов, обеспечивающих образовательную поддержку социально-экономического развития. Учет эффектов социокультурной модернизации образования позволит в дальнейшем проектировать программы долгосрочного социально-экономического развития, опирающиеся на реальный анализ социокультурной ситуации и, следовательно, соответствующие реальному положению дел.
- Какие задачи, на ваш взгляд, сегодня выходят на первый план?
- Я считаю, что необходимо уделить особое внимание созданию целостной электронной образовательной среды, внедрению комплексных моделей дошкольного, дополнительного образования в различных формах в учреждениях всех форм собственности, внедрению моделей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Требуется разработать новые модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования. И самое важное - мы будем строить новую школу с участием общества и бизнеса.