- Феодосия Васильевна, вы всегда поддерживали масштабные комплексные проекты, ориентированные на дальнейшее качественное развитие. И сейчас продолжаете совместно с Министерством образования проект социокультурной модернизации образования. Почему это остается для вас важным даже на новом посту?
- Такой подход предполагает учет общего социокультурного фона на определенной территории, планирование, управление и развитие исходя из жизненных реалий, отказ от отраслевого разделения. В настоящее время в Якутии имеется наработанный опыт применения социокультурного подхода к развитию системы образования.
К технологии, успешно апробированной в республике, относится социокультурный анализ, используемый при разработке проектов и программ развития образования в конкретных населенных пунктах и районах, выборе стратегии и модели развития школы, создании республиканских экспериментальных площадок и пр. Мы выделяем такие социокультурные ситуации, когда школа находится в культурном центре - это наиболее благоприятный фон для обучения и воспитания. Вторая ситуация - школа в бывшем очаге культуры (например, бывший промышленный поселок), третья - школа в потенциальном очаге культуры.
Наиболее типичная для нашей республики ситуация - это сочетание сохраненных культурно-исторических традиций с низким уровнем современного социокультурного фона. Культурно-образовательная стратегия в данном случае определяется тем, что, сохраняя и поддерживая традиции, меняется сам характер социокультурного фона. Решить эту проблему одно образовательное учреждение не в состоянии. Это задача всей социальной сферы: спорта, культуры, образования, медицины. Ведь социальная сфера - это сложное соотношение социума и культуры.
В республике накоплен достаточный опыт влияния школы на развитие села, города, когда именно образовательное учреждение начинает менять социально-экономическую, культурную ситуацию, когда вокруг школы консолидируется общество. В этой ситуации система образования, культуры, спорта, науки, молодежи оказывается системообразующим фактором в комплексном межведомственном взаимодействии в решении стратегических задач. Вы знаете, что решение проблемы ветхого и аварийного фонда нельзя решить только за счет увеличения объемов финансирования. Необходим анализ реального информационного, культурного, экономического общения жителей разных населенных пунктов и муниципалитетов, комплексный подход на основе формирования своего рода социокультурных округов. Исходя из этого, необходимо построить стратегию обновления всей инфраструктуры социальной сферы.
- Как правительство республики будет содействовать в реализации задач по развитию сельских и агропрофилированных школ?
- Школа служит важнейшим селосохраняющим и селоразвивающим фактором, оказывает влияние на развитие традиционного уклада сельской жизни и сельскохозяйственного производства, современных биотехнологий.
Сельские школы ведут активный и творческий поиск новых путей развития, и не случайно, что из образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, 85 процентов сельские.
Перспективы развития сельских школ связаны прежде всего с социокультурной модернизацией. Во-вторых, с задачей создания крупных агропромышленных комплексов. Деятельность сельских школ значима при условии гуманитарной составляющей, усиления мировоззренческих начал, аспектов, связанных с экологическим мышлением, правовой культурой. Поэтому наиболее перспективными направлениями для сельских школ можно назвать применение новых подходов в области производственно-предпринимательской, сельскохозяйственной деятельности; организацию социального партнерства; экологизацию образования и сельскохозяйственного труда.
Необходимо решить вопрос регламентации трудовой деятельности школьников, организации детских предприятий, создания частных школ, автономных учреждений, упрощенной системы налогообложения для предприятий, частных предпринимателей и попечителей, оказывающих финансовую поддержку учреждениям образования, реализующим профессиональную подготовку школьников и молодежи. Продолжается апробация перспективных моделей содержания и технологий образования. Это цифровые, мобильные системы образования разного уровня и содержания. Здесь много зависит от профессионализма и компетентности педагогов.
- Вы председатель организационного комитета по проведению Года учителя в республике. Что удалось сделать?
- Для успешного проведения Года учителя реализуется план, утвержденный правительством Республики Саха (Якутия), его разрабатывали все региональные министерства и ведомства, многие общественные организации участвуют в его мероприятиях. Для реализации плана из республиканского бюджета заложено 272745100 руб., из местного бюджета муниципальных районов и городских округов - более 280 миллионов рублей.
Направления плана Года учителя самым тесным образом связаны с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», направленной на обновление содержания образования, поддержку талантливых детей, развитие учительского потенциала.
83 мероприятия запланировано, все они весьма важны для наших педагогов. Мы провели республиканский форум педагогической общественности «Образование в социокультурном измерении», запустили флагманский проект «Учитель Арктики». И настоящим ярким событием, считаю, станет XII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия), который состоится 5 октября.
В Год учителя особое внимание уделено ветеранам и молодым. Социальной поддержкой учителей стало учреждение ведомственных наград «Почетный ветеран системы образования Республики Саха (Якутия)», для молодых наставников - «Надежда Якутии», «За вклад в развитие дошкольного образования». Эти награды разработаны и утверждены в Год учителя и усиливают общественное признание педагогов республики.
Для развития моральной и материальной поддержки в Год учителя учреждены 9 грантов, стипендий и премий педагогам, результатом которых служит стимулирование лучших педагогов, их труда, поддержка педагогических коллективов, ориентирование системы образования на конкретные запросы обучающихся, родителей, общества, государства.
Усиление государственного и общественного внимания найдет свое выражение в денежном вознаграждении ветеранов педагогического труда, стаж которых составил более 40 лет при выходе на пенсию в 2010 году. Такое денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей на конкурсной основе получат 350 учителей-ветеранов.
На создание условий по улучшению жилищных условий педагогических работников в этом году заложили 139566700 рублей из республиканского бюджета в рамках 6 действующих жилищных программ.
Кроме обеспечения жильем педагогических работников в рамках действующих программ муниципальные районы проводят активную работу по разным направлениям: выделено 202 земельных участка, строятся жилые дома для молодых учителей, реконструируются бывшие здания под жилой фонд, проводятся восстановительные и ремонтные работы нефункционирующих муниципальных жилых домов для дальнейшего предоставления в жилой фонд.
В Год учителя готовится к выпуску 4-й том серии «Педагогическая энциклопедия», куда войдут статьи о 900 лучших педагогах республики, состоится премьера спектакля о народном учителе СССР Михаиле Алексееве, издано более 600 книг об учителях, образовательных учреждениях.
После проведения акции «Учителями славится земля...» получено более 200 писем от населения республики о своих учителях, мы их собрали в отдельную книгу. Благодаря акции «Учительские скверики» уже обустроено более 700 скверов. Акция «Творить добро другим во благо!» выявила талантливых педагогических работников системы дополнительного образования детей и помогла создать условия для раскрытия их творческого потенциала.
Сегодня с введением новых стандартов, реализацией социокультурной модернизации образования нас ожидают значительные перемены, и я уверена, что Год учителя послужит нам стимулом к дальнейшим успехам и достижениям.
- В рамках Года учителя стартовал проект «Учителя Арктики».
- Проект «Учителя Арктики» одобрен Бюро ЮНЕСКО в Москве и Министерстве образования и науки РФ. Известно, что образование в условиях Арктики решает ряд специфических задач. Это и экологические проблемы, связанные с необходимостью сохранения гармонии с природой в условиях динамичного освоения природных ресурсов. Кадровые и правовые вопросы, связанные с поддержкой учителей, работающих в труднодоступных и отдаленных местностях, принятием специальных мер для повышения квалификации и переподготовки учителей. И безусловно, этно- и социокультурные, связанные с сохранением традиционного уклада жизни и готовностью жителей арктического региона к интеграции в глобальном мире.
Необходим диалог, нужна научно-методическая поддержка тем, кто преподает традиционные знания, технологии и культуру коренных народов Арктики.
Недавно делегация наших учителей из арктических школ вернулась из Норвегии. Они с гордостью рассказывали, что по многим аспектам они вовсе не отстают, можно сказать, в русле современных тенденций и технологий. Проведена межрегиональная конференция «Образовательное пространство Арктики: развитие через диалог и сотрудничество». На конференции подписан меморандум о взаимопонимании по проекту «Учителя Арктики» между правительством Республики Саха (Якутия) и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Мы планируем еще один международный проект для сельских школьников с ЮНЕСКО, в котором участвует Российская Федерация и Китай. Из России в проекте будут участвовать Якутия, Республика Алтай, Московская область. Координатором проекта также выступает наш давний партнер - Высшая школа экономики.
- XII съезд учителей... Было еще одиннадцать?
- 85 лет назад, в 1925 году, наши коллеги, причастные к становлению образования Якутии, собрались на I Всеякутский съезд учителей. Только что закончилась Гражданская война, надо было восстанавливать школы и ликвидировать неграмотность. В 1926 году в республике грамотных было среди коренного населения всего 5,7 процента. Для работы по ликвидации неграмотности были мобилизованы все грамотные люди, в том числе школьники, комсомольцы, привлекалась вся культурно-просветительная сеть. И уже в 1931-1932 годах было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей. С тех пор на каждом съезде учителя и общественность республики решают самые важные, насущные вопросы и ставят задачи на будущее.
Со времени проведения XI съезда прошло 5 лет. Главным итогом работы съезда стало принятие стратегии развития образования до 2020 года «Качественное образование - надежные инвестиции в будущее» и концепции государственной программы развития образования. В стратегии обозначена миссия образования в Якутии: развивать республику, сохраняя национальные истоки. И система образования республики работает на общенациональный образовательный заказ, который объединяет потребности личности, общества и государства.
Цель съезда - это консолидация общества, государства, бизнеса, образования в обеспечении качества образования и воспитания, успешной самореализации юного якутянина; совершенствование механизмов государственно-общественного управления и государственно-частного партнерства в образовании; повышение престижа, роли и авторитета учителя в обществе. Уверена, что ХII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) найдет ответы на новые вызовы времени и станет пусковым механизмом ускорения комплексных модернизационных и инновационных процессов для обеспечения социально-экономического развития республики.