​Экономические реалии
Сегодня жители республики видят реальное воплощение масштабных планов, над которыми мы работаем с 2002 года. Завершена первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», начато освоение нефтяных месторождений Западной Якутии. Нефтяная промышленность по вкладу в региональный продукт, по налогам сегодня сопоставима с алмазной промышленностью, которая традиционно занимала первое место в республиканской экономике. Развитие нефтепроводной системы ведет за собой развитие энергетики и транспорта республики. Быстрыми темпами развивается газовая промышленность. К 2020 году мы будем добывать в 16 раз больше газа, чем сейчас. Развитие промышленности - это высококвалифицированная, высокооплачиваемая работа. Для того чтобы закрепить кадры, в республике создаются новые опорные населенные пункты, которые были бы привлекательны для наших жителей, молодежи. Одним из таких центров является поселок Витим Ленского района - центр нефтяной промышленности Западной Якутии. Развиваются другие опорные пункты газовой, нефтяной, золотодобывающей промышленности. Есть также проекты создания крупных агропромышленных комплексов. Вся эта гигантская программа требует новые кадры. В этой связи правительство республики вместе с бизнес-партнерами создает материальную базу для подготовки кадров, строятся три новых техникума: нефтяной и газовой промышленности, транспортный и горно-геологический. Новые факультеты открываются в Якутском госуниверситете, который в этом году преобразован в Северо-Восточный федеральный госуниверситет.

Качество образования - качество жизни

Наша образовательная стратегия - скорейшее превращение образования в реальный ресурс развития человеческого потенциала Якутии. Сегодня много говорят о результативности и качестве образования. Уверен, что в конечном счете качество образования должно оцениваться через качество жизни тех людей, которые это образование получили, а его результативность предъявляться в виде социального благополучия, разнообразного созидательного творчества всех слоев населения, эффективно работающей экономики и растущей инвестиционной привлекательности нашего региона. Освоение колоссальных природных богатств нашего края невозможно без применения современных технологий, нетривиальных организационно-управленческих, экономических и социальных решений. Но эти решения и технологии могут быть найдены и созданы только по-настоящему образованными людьми. В этом смысле школа - как общеобразовательная, так и профессиональная - есть, несомненно, важнейший инструмент уже начатых и предстоящих преобразований.
Вступление в XXI век, стремительное внедрение в жизнь информационных и коммуникационных технологий, экономические и социальные преобразования определили ускорение темпов модернизации системы образования Республики Саха (Якутия). Ее содержательные и финансовые механизмы заложены в стратегии развития образования Республики Саха (Якутия) до 2020 года «Качественное образование - надежные инвестиции в будущее» и республиканской целевой программе развития образования. Эти стратегические документы дополнены программами по безопасности условий обучения, социальному партнерству, развитию языкового, профильного, дуального образования, детского спорта, творческих и интеллектуальных способностей детей. Расходы консолидированного бюджета на общее образование в 2009 году составили 17,5 млрд рублей.
На протяжении последних лет мы все вместе стремимся обеспечить реальные изменения к лучшему в рамках нацпроекта, комплексного проекта модернизации образования. Республика Саха (Якутия) в числе 31 субъекта Российской Федерации успешно реализовала такие направления, как нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда учителей, государственно-общественное управление, независимая оценка качества образования. Регионы-лидеры, в том числе Якутия, создали модель, которая, как отметил министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко, «теперь может быть использована в масштабах всей страны».
Основная наша задача: перестроить систему образования так, чтобы молодой человек, которого мы готовим к жизни, был конкурентоспособен. Школа должна понимать потребности общества и готовить человека под конкретные потребности. Это требует перестройки структуры и содержания работы. Совсем другое качество человека должно быть с точки зрения подготовки и, самое главное, способности воспринимать новые идеи и развиваться дальше. Выпускники должны быть готовы к жизни и востребованы ею. Вот почему мы активно развиваем профилизацию школы, с 2006 года начали такое актуальное направление, как дуальное образование, сотрудничество школ с хозяйствующими субъектами, учреждениями профессионального образования.

Школа предпринимательства
В регионе работает межведомственный Координационный совет по вопросам совершенствования и интеграции системы среднего общего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования. Создана нормативная база для государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агропрофилированных школ и подсобных хозяйств образовательных учреждений, субъектов малого и среднего бизнеса при агрошколах. Многие школы интегрируются с организациями, хозяйствующими субъектами, имеют реальные доходы от реализации сельхозпродукции и услуг. Предприятия предоставляют базу для организации производственной практики. В 2009 году 9 процентов выпускников вместе с аттестатом об общем образовании получили документы государственного образца по 49 наименованиям профессий. Во всех школах введены уроки по основам экономики и предпринимательства.
В Мирнинском районе алмазодобывающая компания
«АЛРОСА» взяла на себя ответственность за развитие территории, создание условий для профессионального роста молодежи, воспитание будущих специалистов. Школьники имеют возможность получения политехнических и технологических знаний, а также первичных профессиональных навыков. Участниками программы являются не только структурные подразделения компании и система образования, но и учреждения культуры, представители власти, бизнеса и родительской общественности. Что дает реализация программы? Акционерная компания
«АЛРОСА» стабильно получает местные квалифицированные кадры - выпускников, которые осознанно сделали свой выбор. Молодежи гарантировано трудоустройство, а район сохраняет трудоспособное население. На основе этих достижений мы формируем такую модель развития образования, которая смогла бы выдержать нагрузку, возлагаемую на нее реалиями нашей жизни. Можно сказать, общие черты такой модели уже определены в рамках комплексного проекта модернизации образования. Важнейшие результаты и эффекты, полученные благодаря успешной реализации этого проекта, включают такие ключевые на сегодняшний день направления, как создание современных условий обучения, развитие сети образовательных учреждений, общественного управления образованием, разнообразие образовательных услуг, повышение оплаты труда учителей с учетом его качества и интенсивности.

XXI век в республике
За прошедший период нам удалось обеспечить существенное обновление инфраструктуры образования. Годами в республике усугублялась проблема ветхих и аварийных школ. Многие школы были построены в 1950-70 годах прошлого века, в сельской местности они строились в основном хозяйственным способом силами совхозов в деревянном исполнении. За прошедшее время шел процесс устаревания зданий, усиленный влиянием северного климата. В результате в начале 2002 года каждая пятая школа находилась в ветхом здании, а 11 процентов школ было признано аварийными.
Необходимы были кардинальные меры. Мы приняли решение ежегодно вводить не менее
10 новых зданий школ за счет средств республиканского бюджета. Для обеспечения противопожарной безопасности приняли специальную программу. Благодаря целенаправленной, системной работе за период с 2001 по 2009 год в республике распахнули двери 119 новых школ, построенных с применением современных технологий и строительных материалов, в 2010 году также вводятся еще 10 зданий.
И сегодня темпы строительства сохраняются, несмотря на бюджетные ограничения, связанные с мировым кризисом. Утверждена новая программа по безопасности, которая будет действовать до 2012 года. Дополнительно строительство объектов образования ведется в рамках общественного движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке», которое объединяет ресурсы населения, общественных организаций, родителей, государства. К примеру, перечень объектов в 2009 году в рамках данного движения включает в себя 27 объектов культуры и спорта, 2 здравоохранения и 36 объектов образования. Большое количество финансов привлекается и по линии попечительских советов, которые курирует Ассоциация попечительских советов республики.
Укрепление материально-технической базы не только новые школьные здания, но и оснащение их современными средствами обучения. Это очень важное направление, которое получило федеральную поддержку в рамках национального проекта «Образование» и Компексного проекта модернизации образования. За последние три года в 5 раз увеличилось количество приобретаемого технологического и учебно-лабораторного оборудования, каждая третья школа получила автотранспорт. Чтобы обеспечить каждому ребенку возможность учиться в самых современных условиях, требуется привлечение гигантских ресурсов.
Поэтому возникает задача эффективного использования финансовых средств. Для этого с 2006 года вводится нормативное бюджетное финансирование, мотивирующее образовательные учреждения на рациональное использование бюджетных средств. За это время упорядочена школьная сеть: некоторые школы стали филиалами более крупных, отдельные начальные школы, где это было возможно, слились со средними. Существовало мнение, что при нормативном финансировании пострадают малокомплектные школы. Мы определили перечень малокомплектных школ. Если это отдаленный, труднодоступный населенный пункт и школа там необходима, она включается в перечень малокомплектных и финансируется по потребностям. Кроме того, мы поддерживаем объединение учреждений образования и культуры, физической культуры и спорта, а также интегрированные учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования.
Успешный (профессионально и социально) учитель, информационно и технологически насыщенная образовательная среда, современная школьная инфраструктура - вот реальность, на наших глазах и нашими усилиями возникающая сегодня не только в Якутске, но и в самых отдаленных улусах и наслегах. Важнейшая задача, которая стоит перед нами, - обеспечить современное качество образования детям независимо от места проживания.
Для достижения успеха в деле превращения образования в существенный фактор экономического и социокультурного развития нашей республики важна интенсивная интеграция его с другими нашими «внутренними пространствами»: экономикой, здравоохранением, культурой, правоохранительными органами. Ведь все они имеют «общее измерение», что и образование: человеческое измерение.
Что может сделать наша новая школа для общества, бизнеса и государства? Что могут сделать общество, бизнес и государство для реализации национальной стратегии в образовании? На эти вопросы призван ответить 12-й съезд учителей и педагогической общественности, а также Форум попечителей и меценатов учреждений образования Республики Саха (Якутия), который состоится в День учителя в этом году.

Егор БОРИСОВ, президент Республики Саха (Якутия)