Каждый вечер Евгения Шибаева, психолог лагеря «Соколенок», читала дневники ребят и чертила графики. Что они отражают и как с ними работать?
- Это графики настроения, - отвечает Евгения. - Методика «Цветопись» разработана А.Н.Лутошкиным. С этой методикой работает вся костромская школа психологии. У каждого ребенка у нас в лагере есть свой личный дневничок, в котором помимо планов на день и вопросов к педагогическому отряду он указывает свое настроение (красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - теплое, зеленый - спокойное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, черный - грозовое, ужасное). Там же ребенок отмечает, что повлияло на его настроение сегодня, там есть около 20 вариантов (мое участие в делах, отношения с товарищами, отношения с вожатыми, тоска по дому, очень личное, состояние здоровья и т. д.). Ребенок также отмечает свою позицию в дне (организатор, участник, зритель, не принимал участия), указывает свои отношения с ребятами в отряде и с педагогическим отрядом, там также есть варианты (ровные, уважительные, дружеские, конфликтные, переменчивые и т. д.).
И по полученным данным мы обсчитываем отряды. Считаем, сколько в отряде красных, оранжевых, желтых и т. д. настроений. Каждому потом сумму красных настроений умножаем на 3, оранжевых - на 2, желтых - на 1, зеленых - на 0, синих - на 1, фиолетовых - на 2, черных - на 3, складываем все значения и делим на количество ребят в отряде. Получившееся число заносим в график. Так же обсчитываем позицию организаторов - умножаем на 3, участников - на 2, зрителей - на 1. Процедура обработки аналогичная. Выписываем детей с темными настроениями или с позицией неучастия в делах. Это наша «клиентура». Мы смотрим причины указанных настроений. Если дела не так плохи, советуем вожатым обращать на этих деток особое внимание, если видим, что дело сложное, - работаем с ребенком сами. По графику настроения и позиции вожатый может корректировать работу своего отряда. Обычно мы сами даем вожатым рекомендации, что нужно сделать, чтобы настроение пошло вверх или, наоборот, немного снизилось. Чаще всего графики чередуются: спад - подъем - спад. На самом деле это адаптированный и расширенный вариант классической цветописи Лутошкина. Первоначально классическая цветопись включала в себя только бланк, выдаваемый ребенку, где он отмечал свое настроение. Мы же сделали дневничок настоящим работающим источником общения и обратной связи. Помимо всего перечисленного дневничок включает в себя историю лагеря, некоторые песни, законы, традиции, описание практикумов, клубов, легенду этого года, а также схемы анализа тематических дней и проектов, проводимых ребятами. Вернувшись домой, ребенок может вспомнить всю смену по дням и реализовать полученный опыт у себя в школе.
- А зачем снижать настроение ребенку? Я имею в виду ваши рекомендации, что нужно сделать, чтобы настроение пошло вверх или, наоборот, немного снизилось.
- 21 день просто невозможно жить с восторженным настроением. Настроение похоже на кардиограмму... Чем выше был подъем, тем ниже будет спуск. Поэтому главная задача - это сбалансировать настроение отряда, удержать его на уровне желтого-оранжевого. Но иногда допускать спад до зеленого. Пик настроения бывает только один раз за смену, добравшись до высей точки своих возможностей, ребята начинают «падать вниз». Падение настроения может продолжаться несколько дней. Нет, я неправильно выразилась. Не нужно снижать ребенку настроение, нужно его просто немножко успокоить. Сходить с отрядом на «огонек», посидеть у костра, поговорить, провести интеллектуальную игру... То, что не требует больших эмоциональных затрат, чтобы можно было восполнить немножко резерв эмоций. И так же - наоборот. Если отряд постоянно думает, решает, разговаривает, а яркой эмоциональной деятельности никакой, то ребята начинают вариться в собственном соку, они начинают затухать. И вот тогда просто необходима «бодрилка»! С отрядом нужно играть, бегать, танцевать, просто кричать и щекотать друг друга. Что угодно, но чтобы разогнать тоску.

​Настя СТЕПИНА, капитан клуба «Алый парус»