В том же году Вероника пошла в первый класс, и почти одновременно ее отдали в лучшую музыкальную школу, хотя и довольно далеко от дома. Правда, муж и бабушка советовали учить девочку на дому, чтобы Вероника меньше уставала, но Елизавета Максимовна настояла на своем: «Пусть Вероника получит хорошее музыкальное образование, кто знает, может быть, она станет пианисткой». И пришлось девочке ездить три дня в неделю в музыкальную школу.
Вероника не отличалась крепким здоровьем. Часто простужалась, нередко с трудом засыпала. А тут при осмотре у нее обнаружили сколиоз. Обеспокоенная мама записала дочку в хореографическую студию. А еще и в гимнастическую - тоже для исправления осанки. Чуть раньше она стала заниматься английским языком, без которого, по словам Елизаветы Максимовны, сегодня и шага не сделаешь.
Было у Вероники и свое увлечение. Вместе с бабушкой они устраивали домашние спектакли по сказочным сюжетам. Дочка просила маму заменить художественную гимнастику театральным кружком, но та на замену не согласилась, а кружок все же посещать разрешила.
Потом по совету подруги отправила ее в изостудию, где много времени уделяют лепке, чтобы развивать моторику и хороший художественный вкус.
Родители девочки и бабушка работали допоздна. И чтобы было кому водить и возить Веронику на кружки, ей в гувернантки взяли Софью Александровну, в прошлом учительницу начальных классов. Они быстро подружились. Софья Александровна жалела девочку и не раз пыталась убедить Елизавету Максимовну, что ребенку трудно справляться с таким количеством дополнительных занятий, что от части их лучше отказаться. «Пожалейте свою дочку!» - советовала она. Но Елизавета Максимовна либо ничего не отвечала на предостережения гувернантки, либо просто ставила ее на место: «Я лучше знаю, что ей вредно, а что полезно. Все эти кружки всесторонне развивают Веронику. А это так необходимо современному человеку».
Когда Вероника делала домашние задания или занималась музыкой, Софья Александровна устраивала для нее перерывы через каждые 25 минут, чувствуя, что девочка сильно устала и только самодисциплина заставляла ее снова садиться за письменный стол или инструмент. Бывало Вероника подходила к окну и, с тоской глядя на бегающих во дворе ребятишек, говорила: «Мне очень хочется к ним». «Ну так давай выйдем на полчасика», - предлагала Софья Александровна. «Нет, не могу, - отвечала девочка, - я боюсь, что не успею все сделать и мама расстроится».
Вероника и в самом деле не всегда успевала выучить все уроки. Тогда Елизавета Максимовна поднимала девочку утром пораньше и заставляла учить то, что та недоучила. Нередко школьная учительница жаловалась, что Вероника на первых двух уроках бывает очень сонной. Так прошло два года, кстати, Софья Александровна ушла от Снегиревых, ей было тяжело видеть, как Веронику мучают дополнительными занятиями. В конце второго класса Вероника заболела воспалением легких. После выздоровления все кружки и даже музыкальную школу пришлось отменить.
Сейчас Вероника учится в третьем классе. Много гуляет во дворе со своими друзьями. После прогулки, бывает, садится за фортепиано. Елизавета Максимовна думает с октября возобновить занятия музыкой и английским, но уже на дому.

Комментарий


Ольга МИРОНОВА, психолог школы №12, кандидат педагогических наук, Клин, Московская область:


- В нашей школе вот уже 3 года не было ни одного случая, чтобы первоклассники оказались так же загружены дополнительными занятиями, как Вероника. В начале учебного года мы собираем родителей и объясняем, почему детей лучше не загружать факультативами в первый год учебы. Ведь с началом учебы у ребенка организм начинает перестраиваться и психологически, и физиологически, чтобы освоиться в новых условиях. Особо трудные для него первые 2-3 недели. Он пребывает в постоянном стрессе. Вот почему в сентябре многие первоклассники болеют. И только в ноябре-декабре организм постепенно начинает привыкать к нагрузкам. В этот период можно записать малыша в какой-нибудь кружок, но только без домашних заданий, чтобы он во время таких занятий отдыхал от школы. Конечно, это не должна быть музыкальная школа.
После уроков детям положен сон, особенно тем, кто пошел в школу с 6 лет. Уроки делать не вечером, а в середине дня. Существуют два пика активности мозга: 9-12 часов и 16-18 часов. Спать ложиться не позже 9 часов. 2,5-3 часа гулять на свежем воздухе. А у Вероники это важное для детского организма время используется для занятий музыкой вместе с поездкой или танцами в душном зале.
Выбирать для первоклассника следует тот кружок, секцию, где он не устанет и не получит травм: бассейн, аэробику, а не футбол или хоккей. Очень важно, прежде чем отдать ребенка на какой-то факультатив, познакомиться с преподавателем или тренером и самим побывать на первом занятии.
Хорошо, что Вероника сама выбрала для себя театральный кружок. У девочки появилась возможность для самовыражения, обогащать свою речь, учиться двигаться красиво.

Павел ПОНОМАРЕВ, кандидат педагогических наук, психолог-психотерапевт:


- Сегодня значительно возросла нагрузка на школьников, что сильно влияет на их психическое и физическое здоровье. Не всегда такое влияние позитивно. Если у родителей чрезмерное желание всесторонне развить своего сына или дочь, то тогда можно говорить о переутомлении и стрессах.
Описанная ситуация наглядно иллюстрирует неспособность взрослых четко и просто понять достижимые цели и задачи обучения своей дочери. Ведь именно родители должны это делать, так как ребенок пока только этому обучается. Цель должна отвечать многим критериям, первый из которых - реалистичность. В нашей ситуации факультативные занятия, вернее время, которое они занимают в жизни Вероники, выглядят катастрофически объемно. Девочка занимается театром, спортом (для исправления осанки), ходит в изокружок, посещает курсы английского и хореографическую студию.
Версия, приходящая после перечисления всех занятий, звучит так: взрослые пытаются изжить собственный комплекс неполноценности путем введения своего ребенка в то или иное творческое лоно, где он должен обрести то, что, видимо, не смогли приобрести они сами. Елизавете Максимовне не довелось в детстве научиться играть на фортепиано, зато она была безмерно счастлива, когда для ее Вероники купили новый инструмент на день рождения.
Когда взрослые пытаются поменять что-то в своем прошлом путем трансформации настоящего своих детей, это приводит к кризису, так как в процессе учебы у них не возникает собственных мотивов учебы либо они есть, но их сила значительно уступает по силе мотивам взрослого человека. Поэтому через какое-то время ребенок начинает разочаровываться в каком-то занятии.
Такое разочарование приводит к кризису, в центре которого вопрос, встающий перед ребенком: «Почему у меня это не получается или получается хуже, чем у других?» Не всегда родители будут ответственными, говоря, что это мы тебя сюда притащили. Скорее всего, они начнут это объяснять, щадя самооценку ребенка, например: «Преподаватель к тебе неправильно относится». Или же, если данное занятие значительно бьет по бюджету семьи, на ребенка начнется давление.
Давайте вернемся на шаг назад, зададим вопрос: для чего девочку учить игре на фортепиано? Искусство игры на фортепиано - сложный психофизический навык, для овладения которым требуются время и способности. Что если ребенок убедится в своей неполноценности, сравнив свои достижения с достижениями других детей (в случае если у него отсутствуют данные способности)? Не станет ли такое обучение предвестником низкой самооценки в будущем?
Мой опыт психологического консультирования привел меня к следующим педагогическим стратегиям использования того или иного факультатива (которыми могут быть, например, дополнительный иностранный язык, фортепиано, спортивная или творческая секция):
    обучение для формирования навыков, которые благотворно повлияют на гармоничное развитие личности;
    обучение для развития явной одаренности ребенка.
Причем, если вернуться к нашей истории, первая стратегия иллюстрируется желанием родителей исправить осанку путем спорта: «кружок по художественной гимнастике - тоже для исправления осанки». Единственное, что не учли родители: любой вид спорта требует затрат определенного количества психической и физической энергии.
Водить младшего школьника по кружкам и спрашивать: «Тебе это интересно?» - неправильно. Для того чтобы адекватно воспользоваться одной из этих стратегий, необходимо провести психодиагностику и специальное тестирование по тому или иному кружку или студии, но главное - поставить перед ребенком достижимую цель. Это возможно, если учитываются школьная нагрузка, здоровье и желание ребенка.
Говоря о тестировании, необходимо полагаться на профессионализм педагога, скажем, музыки или хореографии, а не на его желание набрать группу, что может быть связано с экономическими выгодами.
Возвращаясь к нашей ситуации, отметим, что на каком-то этапе у Вероники наверняка развилось переутомление. Для этого состояния характерны общая слабость, вялость, иногда головокружение и головные боли. Это состояние появляется при неправильно построенном режиме учебы и отдыха. Школьник испытывает нервно-психические сдвиги, ухудшение учебных результатов, нарушения в сердечно-сосудистой и нервной системах, снижение сопротивляемости организма к инфекциям. Переутомление ведет к апатии, когда детей не интересуют достигнутые результаты, у них нарушен сон, появляются боли в сердце, расстройство пищеварения и другие психофизические нарушения.
Если видны перечисленные симптомы, необходимо переключить внимание ребенка, разгрузить его, посвятить определенное время активному и пассивному отдыху.
В заключение отметим, что чем бы дополнительно ни занимался ребенок вне школы, главная цель - это сохранение его психического и физического здоровья. Ведь соглашаясь на то или иное занятие, он руководствуется абсолютным доверием к своим родителям.