​Иван ЛОБАНОВ, статс-секретарь Минобрнауки России:
Вводится автоматизированный контроль


Законопроект разработан Комиссией при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена. Он предлагает урегулировать статус контрольных измерительных материалов ЕГЭ как конфиденциальной информации, которая не подлежит разглашению. Сегодня каждый комплект экзаменационных материалов, а также каждый вариант КИМов имеет свой индивидуальный номер. За использованием индивидуальных комплектов осуществляется автоматизированный контроль, идентификация работы по штрих-коду, идентификация участника единого государственного экзамена, выполнявшего данную работу, а также аудитории, в которую был направлен индивидуальный комплект. Связь уникального номера КИМов с бланками ответов индивидуального комплекта участника ЕГЭ осуществляется посредством нанесения на бланки штрих-кодов (также уникальных). Информация о соответствии штрих-кодов по всем индивидуальным комплектам с экзаменационными материалами хранится только в соответствующей базе подведомственного Рособрнадзору Федерального центра тестирования. Объективность результатов единого государственного экзамена невозможна без обеспечения безопасности информации, предотвращения несанкционированного доступа и вскрытия экзаменационных материалов, а также определения ответственности при установлении подобных фактов. При этом лица, участвующие в организации и проведении единого государственного экзамена, должны будут соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, режим защиты контрольных измерительных материалов, порядок их обработки и использования.
Одновременно для обеспечения и соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений во всех формах, в том числе и ЕГЭ, законопроект вводит институт общественных наблюдателей, которыми могут быть любые граждане, аккредитованные в установленном порядке. При этом на федеральном уровне министерство разработает положение о системе общественного наблюдения за соблюдением порядка проведения государственной итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена. Сейчас участие общественных наблюдателей в проведении государственной аттестации и формы ЕГЭ регулируется подзаконными нормативными правовыми актами, что недостаточно для определения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. В этой связи необходима определенная нормативная правовая база для организации деятельности граждан в качестве общественных наблюдателей, в том числе для реализации их права направлять в государственную экзаменационную комиссию регионального или же федерального уровня, осуществляющую управление в сфере образования, информацию о выявленных нарушениях при организации и проведении экзамена в пункте проведения ЕГЭ, в котором они присутствовали в качестве общественных наблюдателей.
Проект федерального закона также уточняет полномочия Рособрнадзора по проведению ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации: там ЕГЭ будет проводить Рособрнадзор совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, имеющими в своем ведении аккредитованные образовательные учреждения, расположенные за пределами Российской Федерации и реализующие образовательные программы среднего полного общего образования.

Ирина РОДНИНА, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:
Как быть с мобильными телефонами?


Опыт проведения единого государственного экзамена и его анализ за последние два года - 2009-й и 2010-й, проведенный Министерством образования и науки РФ, предложения тех, кто принимал участие в организации единого экзамена, а также обращения граждан и образовательных учреждений в наш комитет привели к необходимости корректировки отдельных норм Федерального закона от 9 февраля 2007 года №17 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого госэкзамена». В работе Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения ЕГЭ принимали участие депутаты - члены нашего комитета Григорий Балыхин, Иван Мельников и Олег Смолин.
Весьма важно введение нормы, содержащейся в законопроекте, о распространении действий и правовых положений, регулирующих прием и зачисление граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, на все образовательные учреждения, имеющие лицензию, вне зависимости от наличия государственной аккредитации.
Однако в проекте не нашли отражения предложения комиссии, касающиеся ограничений использования экзаменуемыми различных технических средств получения внешней информации, и в первую очередь мобильных телефонов. Надеюсь, что эти предложения будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:
Невозможно за один год улучшить успеваемость в полтора раза


Мы действительно активно работали в президентской комиссии по проблемам ЕГЭ и представили особое мнение по поводу единого государственного экзамена, с которым каждый при желании может ознакомиться. Этот законопроект технический, но его обсуждение все равно важно, так как речь идет о судьбе ЕГЭ.
На историческом факультете Омского госпедуниверситета в прошлом году проходной балл по ЕГЭ составлял 145, в этом - 208. Если кто-то верит, что в полтора раза можно было улучшить успеваемость за один год, то, как говорил Александр Сергеевич Пушкин, «Блажен, кто верует, тепло ему на свете». Люди приспособились использовать все возможные средства для того, чтобы улучшать свои проходные баллы.
Главная беда в том, что единый государственный экзамен уничтожает в России общее образование. Те ребята, кто поумнее, в старших классах перестают учиться, получать общее образование и начинают изучать всеми возможными способами только те предметы, которые им предстоит сдавать на ЕГЭ. Общее образование потому и общее, что дает человеку актуальную культуру. Мы же растим узких специалистов.
Комиссия, в работе которой мы участвовали, в этом году сделала, по крайней мере, два шага вперед. Освобождены от обязательного ЕГЭ те, кто окончил школу до 2009 года, до вступления закона в силу, изменен характер ЕГЭ по математике - математики отказались от наиболее отупляющих тестоподобных заданий так называемой части А в едином государственном экзамене.
Рабочая группа Комиссии по гуманитарным предметам сделала вывод о необходимости элементов устного ЕГЭ по иностранному языку. Я думаю, что возможным компромиссом между сторонниками и противниками ЕГЭ было бы исключение отупляющей тестоподобной части А из всех предметов и введение элементов устного экзамена по истории, литературе и обществознанию.
Что касается обсуждаемого законопроекта, то он, к сожалению, не решает ни одной из поставленных проблем. С одной стороны, там есть некоторый шаг вперед - вводится институт общественных наблюдателей, но я боюсь, что в стране, которая занимает 146-е место в международном рейтинге коррупции, мы скоро будем принимать закон о наблюдателях над наблюдателями, а потом о третьем этаже наблюдателей. С другой стороны, этот закон расширяет сферу действия ЕГЭ не только на аккредитованные, но и на все образовательные учреждения, имеющие лицензию. Это шаг в неправильном направлении.
В целом законопроект представляет собой некоторый бег на месте, увы, не в сторону рационального компромисса между сторонниками и противниками ЕГЭ.

400 страниц и 20 глав
Проект закона «Об образовании в РФ» будет рассмотрен Госдумой в следующем году


Проект интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации» планировалось внести в Госдуму в сентябре этого года. Однако планы изменились. Я попросила прокомментировать ситуацию председателя Комитета ГД РФ по образованию Григория БАЛЫХИНА.

- Григорий Артемович, страна обсуждает законопроект, но педагогов волнует, будет ли он внесен в Думу в ближайшее время?
- Могу сказать, что законопроекта как такового еще нет, есть только материалы к законопроекту, размещенные на сайте Министерства образования и науки РФ, которые педагогическое сообщество и обсуждает. Думаю, что проект будет рассматриваться в Госдуме в следующем году.
- Как вы оцениваете материалы к законопроекту?
- Материалы сложные - 400 страниц, 20 глав. Но в них есть вещи, которые, с моей точки зрения, несовместимы с таким законом, который мы, по существу, приравниваем к образовательному кодексу и называем базовым законом для системы образования. Я, например, сразу обратил внимание на статью, которая описывает реальное обеспечение студенчества стипендиальным фондом. В ней нет положения о праве студента на материальную помощь, а это неверно. Есть и другие претензии, которые в самое ближайшее время мы обсудим с разработчиками. Мы запланировали также проведение в октябре парламентских слушаний в режиме видеоконференции с регионами России. Дискуссионные площадки будут работать в Российском союзе ректоров и в Совете Федерации.
- Кто разрабатывал материалы к законопроекту?
- У нас сейчас все делается на конкурсной основе. На конкурсе победил Центр законодательных инициатив.