Продолжение. Начало см. в «УГ» № 37 от 14 сентября 2010 г.

Вот какой отчет должен регулярно сдавать классный руководитель, и не в одном регионе (см. таблицу 1).
Особенно трогательно выглядит графа «Семейные праздники». Впечатление такое, что учителя нынче должны организовывать и праздники в семьях своих учеников. Интересно, что входит в эту работу: составление меню, сценариев или присутствие педагогического коллектива с подарками на юбилее главы семьи?
В НИИ с такими данными аспиранты защищают диссертации, в школе это обычная заурядная работа, за которую ученых степеней не дают. Но вполне вероятно, кто-то из чиновников, получив отчеты педагогов, диссертацию защищает сам. Не случайно среди наших чиновников от образования регулярно появляются кандидаты и доктора наук, и никто не задает вопрос: а когда у них находится время на научную работу, если они на посту с раннего утра до позднего вечера? А так и находится время, потому что учителя шлют вышестоящим (по их требованиям) вот такие отчеты.

Критерии результативности деятельности классного руководителя по четвертям
 В них входят следующие показатели: количество учащихся в классе; количество пропусков уроков без уважительной причины; количество учащихся, совершивших правонарушения, преступления; количество учащихся, стоящих на внутришкольном учете; наличие учащихся, состоящих на учете у нарколога; занятость учащихся во внеучебное время в учреждениях культуры, спорта, общественных объединениях, организациях; количество учащихся, не охваченных организованным досугом; социальная активность - участие в районных, областных, российских мероприятиях; участие в общешкольных мероприятиях; посещение театров, музеев и других учреждений культуры; походы, экскурсии; состояние здоровья учащихся, количество пропущенных уроков по болезни; успеваемость учащихся класса, учатся на «4» и «5» (%); совместная деятельность с родителями и родительским комитетом; приоритетные направления воспитательной работы в классе; ценностные ориентации, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения - к спорту, к художественной самодеятельности, к самоуправленческой деятельности, к учебе, к дополнительному образованию (в %).
Сразу тебе и количество, и проценты, даже обобщать нетрудно. Особенно умиляет строчка о ценностных ориентациях, которые, оказывается, выражаются не только в интересах к различным сферам деятельности, но и в процентах. Зачем такая форма отчета? А она дает чиновникам пищу (не для ума) и для отчета на вышестоящий уровень, и для формализованной оценки работы классного руководителя. Оно, конечно, классный руководитель должен отрабатывать свою тысячу, выплачиваемую ему в рамках нацпроекта «Образование», но теперь тысячу платят не всем и не везде, а отчеты требуют повсеместно, и самых подробных. Пунктов для отчета столько, что порой диву даешься. Неужели учителя успевают отчитаться по всем?

Информация к отчету по итогам воспитательной работы

1. Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 годы».
2. Реализация целевой программы «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы» утв. приказом Минобрнауки России от 16.10.2007 № 283.
3. Реализация межведомственной программы «Развитие системы дополнительного образования детей до 2010 года», утв. Минобрнауки России, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральным агентством по физической культуре и спорту 16.04.2007.
4. Реализация Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
5. Система мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Реализация долгосрочной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Вологодской области на 2009-2012 годы».
6. Информация об отчисленных несовершеннолетних из общеобразовательных учреждений, из них трудоустроено, устроено в другое образовательное учреждение, в том числе в вечерние школы.
7. Организация работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи.
8. Деятельность детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях.
9. Выполнение долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009-2010 годы».
10. Организаторская работа органов управления образованием по участию учреждений образования в акции «Я - гражданин Российской Федерации».
11. Трудовая деятельность школьников в учебное и внеучебное время.
12. Юбилеи руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей в 2009-2010 учебном году(?!).
13. Совершенствование форм и методов работы в образовательных учреждениях - участниках пилотного проекта «Развитие социального потенциала сельских поселений на 2009-2011 годы». Планы и перспективы работы на новый учебный год.
14. Наличие воспитательных систем в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей.
15. Мероприятия (с указанием количества участников), посвященные празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Кстати, одна из самых трудных и тяжелых тем - «Противодействие и профилактика наркомании». Притом что есть структуры, чья святая обязанность - проведение этой работы в молодежной среде, на плечи учителя взваливают и эту ношу, за которую тоже требуют отчета: «В соответствии с протоколом заседания областной антинаркотической комиссии просим до 15 июля заполнить таблицу (см. таблицу 2)».
 Так и видишь учителей, которые цепью идут по окрестностям в поисках мака и конопли и следов немедицинского потребления (слава богу, что поиск медицинских им не вменяют в обязанности), как будто они уже зачислены в доблестные ряды сотрудников правоохранительных органов. Учителей, которые ведут циклы бесед с учащимися и, главное, с их родителями о вреде наркомании и ее последствиях, как будто уже зачислены в штаты местных поликлиник и фельдшерских пунктов. Учителей, которые собирают на каждую массовую акцию более 100 человек (скрупулезно подсчитывая число участников), как будто записаны в ряды членов той или иной общественной организации. За кого трудятся педагоги, занимаясь важной, но не своей работой? Кто потом напишет свои блестящие отчеты, используя отчеты учителей, кто получит свои премии и награды за то, что сделали другие?
У нас много самых разных молодежных организаций, которые должны работать с подростками, но парадоксальным образом за них это делают учителя, а организации наловчились брать учительские отчеты и представлять себя в наилучшем свете, получая деньги в виде грантов или других форм материальной поддержки. Ну какому нормальному человеку придет в голову требовать от учителя такой отчет:

Уровень и особенности развития детского коллектива
Оцените по пятибалльной шкале:
    Степень сформированности ценностных ориентаций
    Рост личностных достижений
    Деятельное участие в преобразовании окружающей действительности
    Поведенческий аспект
    Повышение общей культуры
    Оцените отношение в количестве между девочками и мальчиками, детьми и взрослыми (родителями, другими педагогами)_________________
    Имеются ли в классе лидеры среди детей? Да / Нет
Назовите их имена _________________ __________________
    Каково влияние их ценностных ориентаций на ребят, на жизнедеятельность класса?
а) положительное;
б) отрицательное.
    Какие приоритетные цели и задачи были поставлены в начале учебного года при планировании воспитательной работы с классом? Выполнены они? Какие основные мероприятия способствовали этому? Если не выполнены, то укажите причины.
    Ваша индивидуальная тема самообразования на этот учебный год? Основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа по теме самообразования? Какая именно? Была ли она проведена в течение учебного года? Каковы результаты или выводы?




Напишите ответы на все эти 25 пунктов, и получится монография или докторская диссертация, вот только зачем учителю каждый год создавать по докторской диссертации? Чтобы поставили пятерку по воспитательной работе или через запятую упомянули в каком-нибудь докладе на совещании? Игра явно не стоит свеч, но попробуйте не выставить этих свеч, и будете вечным аутсайдером, даже если сумели сделать ваших учеников сплошь лидерами и порядочными людьми. Правда, чтобы доказать, что это так, вам придется пройти долгий путь составления соответствующих отчетов.

P.S. Окончание в следующем номере