- Мария Александровна, в сферу влияния комитета теперь входит и развитие региональной науки. Чем это вызвано?
- Многообразием процессов, происходящих в российском просвещении: ЕГЭ, олимпиадное движение, становление мощных научно-образовательных кластеров - федеральных и национальных исследовательских университетов, переход на уровневое обучение.
Перед отечественной школой поставлена амбициозная задача - готовить специалистов завтрашнего дня, которые понадобятся инновационной экономике. Поэтому мы должны работать на опережение. Профильное министерство требует от нас уделять особое внимание гибким образовательным программам, повышать квалификацию преподавателей, обновлять материально-техническую базу школы. Этими вопросами мы и намерены заниматься.
- А профориентация школьников? О ней, по-моему, подзабыли в последнее время.
- Конечно, и профориентация. Общество должно дать молодым правильный «сигнал»: где можно профессионально состояться, как добиться карьерного роста, проще говоря, успеха. К сожалению, дети и в 13, и в 17 лет, а порой и в 20 затрудняются сделать адекватный выбор. Мы убеждаемся в этом, анализируя статистику ЕГЭ. Очень популярен ЕГЭ по обществознанию. Но почему? Не потому ли, что эта дисциплина нужна для поступления на модные специальности, связанные с экономикой, менеджментом, юриспруденцией?
- Кстати, именно на эти специальности сейчас значительно сокращен госзаказ. Бюджетных мест катастрофически не хватает. В приемных комиссиях волгоградских вузов разыгрываются настоящие драмы. Некоторые ребята сдали ЕГЭ лишь по русскому, математике и обществознанию. Не предусмотрели «страховочных» вариантов и остались аутсайдерами. Так что мой вопрос о профориентации не случаен.
- Мы настраиваем коллег на то, чтобы ребятам больше рассказывали о разнообразных возможностях профессионального образования. И конечно, недопустимо, когда учитель или директор школы из страха испортить статистику успеваемости отговаривает ученика от сдачи дополнительных ЕГЭ. Радует, что в этом сезоне выпускники довольно часто выбирали и предметы естественно-математического цикла. По числу участников наиболее массовыми стали ЕГЭ по обществознанию, биологии, физике и истории.
По-моему, выпускники и их родители сейчас начали осознавать перспективы информационных наук. Недаром среди множества естественно-научных направлений появились и те, что по высоким конкурсам сравнимы с «модными» экономическими специальностями, например «информационная безопасность». Надеемся, в ближайшее время гораздо больший интерес ребята будут проявлять к точным наукам и техническим специальностям, приоритетным для российской экономики, а значит, перспективным.
- В этом году результаты ЕГЭ вас больше порадовали или огорчили?
- Скорее порадовали. Ведь доля участников ЕГЭ, получивших двойки, в этом году по большинству предметов сократилась, при этом улучшились отметки по русскому, биологии, географии, литературе, информатике, химии, истории и физике.
- А вот стобалльников почему-то оказалось меньше...
- Но ведь и выпускников в регионе было намного меньше из-за демографического спада. Сегодня каждый ребенок, получивший максимальные 100 баллов, - это честь для Волгоградской области, города, школы и учителей. Денис Лытов и Дима Крупко - выпускники школы №30 города Волжского, Валера Арестанов из школы №34 Краснооктябрьского района Волгограда, Ангелина Гуркина - экстерн волгоградской гимназии №3, Лена Малькова из лицея №1 Красноармейского района Волгограда - эти дети наша гордость.
- Какова позиция комитета насчет так называемой оптимизации образовательной сети?
- Мы не будем закрывать ни одной школы. Как известно, примерно две трети российских школ находятся в селах. Около 40 процентов из них - малокомплектные, где учится не более сорока детей. Стоимость обучения в них обходится государству в десятки раз больше, чем в городских учебных заведениях. И - давайте посмотрим правде в глаза - школы умирают и без всякой оптимизации, если в селе не остается детей. Но даже в такой ситуации муниципальным властям и общественности нужно крайне осторожно решать будущее деревенской школы. Есть разные варианты - перепрофилирование, филиализация. Нужно учитывать специфику поселения и качество дорог. Даже если правдами-неправдами сохранять школу, долго ли продержится село, в котором нет инфраструктуры и работы для родителей учеников? Решения здесь должны быть взвешенными.
Главный критерий - мы обязаны предоставлять школьникам качественные знания и комфортные условия обучения. Согласитесь, непозволительно, чтобы учитель физкультуры преподавал еще и физику.
- Для того чтобы в школе, особенно в глубинке, хорошо учили, в нее надо инвестировать средства...
- В Волгоградской области проделана огромная работа по ресурсному обеспечению школ. Благодаря национальному проекту «Образование» везде появились компьютеры. Открыты 52 ресурсных центра и 104 базовые школы, где сконцентрированы современная техника и квалифицированные кадры. Мы делаем ставку на сетевое взаимодействие школ и пробуем разные варианты. Например, в Городищенском районе на базе двух школ ведется дистанционное обучение посредством видео-конференц-связи. Этим, кстати, заинтересовались во многих сельских районах.
- Насколько я знаю, скоро в нашем регионе появится казачий корпус...
- В наших краях с богатыми казачьими традициями многие родители хотят, чтобы их сыновья получали настоящее мужское воспитание. Сейчас в живописном месте Светлоярского района идет реконструкция зданий будущего казачьего корпуса на 400 мест. Там будут созданы все условия для круглосуточного пребывания и обучения мальчиков.
- Это еще одно мероприятие Года учителя?
- Для меня смысл Года учителя - возрождение трепетного отношения к этой знаковой для общества профессии. Вдумайтесь: образование - это воспитание по образу. Нельзя подменять образование обученностью. Главная фигура образования - человек, который стоит у школьной доски и учительской кафедры. Его надо уважать, ценить, воздавать ему должное.
- Мария Александровна, личный вопрос: как вы пришли в педагогическую профессию?
- В этом году исполняется 20 лет моей педагогической деятельности. Я родилась в многодетной семье, пятый по счету ребенок. Моя любимая старшая сестра Лена выбрала профессию педагога-дефектолога и стала для меня примером. После окончания восьмого класса я поступила в педагогическое училище. На 4-м курсе с волнением отправилась на первую педпрактику в малокомплектную школу хутора Благодатный Фроловского района. У меня было всего пять учеников с 1-го по 3-й класс. Печку надо было топить дровами, по деревне без резиновых сапог не пройти, но все эти бытовые трудности в юности воспринимались как-то легко и казались романтикой. Главное, с детьми мне работать очень нравилось. И я почувствовала, что педагогика - это мое. Через полгода вернулась в училище, продолжила учебу, лелея мечту о поступлении в московский институт. Дело в том, что в Волгограде тогда школа коррекционной педагогики только создавалась, а в Москве - традиции и лучшие кадры. Мечта сбылась, и я с благодарностью вспоминаю своих преподавателей, открывших мне путь в мою профессию. Университет я окончила с красным дипломом, и с такой теоретической базой мне было легко работать.
Кандидатскую диссертацию защитила уже в Волгограде. Работала логопедом в детском саду, читала лекции в институте повышения квалификации. Затем работала методистом в Волгоградском методическом центре, где занималась аттестацией детсадов, курировала сферу коррекционного образования в системе дошкольного и среднего общего образования. В 2003-м меня пригласили на должность специалиста в Комитет по образованию Волгограда, затем была год помощником мэра, и вот вернулась в комитет в качестве председателя.
-  А какие приоритеты вы ставите перед комитетом в ближайшее время?
- Сегодня начата разработка стратегии развития системы образования Волгоградского региона. Надеюсь, к концу 2010 года она будет готова.

Волгоград

Комментарий

Николай БОЛОТОВ, профессор, доктор исторических наук, ректор Волгоградской академии повышения квалификации работников образования, председатель Комиссии по развитию науки, молодежной политике и патриотическому воспитанию Общественной палаты Волгоградской области:

- Будущее России зависит не только от глубокой перестройки экономики страны, но прежде всего от многоплановой социокультурной модернизации всего российского общества, от развития человеческого потенциала, воспитания новой генерации россиян. В этом основа региональной стратегии в сфере образования.
Сегодня главной целью образования становится воспитание высоконравственной, творческой, социально ответственной личности, принимающей как ценности духовные и культурные традиции своей страны. Именно поэтому очень важным представляется мне решение о создании на территории Волгоградской области национального культурно-патриотического центра «Победа», который мог бы стать ядром, объединяющим многие направления патриотического воспитания. И одно из них - возрождение казачьих традиций, которым займется Волгоградский казачий корпус имени Героя Советского Союза Недорубова. Ученые, преподавательский состав и методисты нашей академии принимают активное участие в подготовке специалистов для этого образовательного учреждения. Разработана концепция духовно-нравственного и патриотического воспитания учеников казачьего корпуса.
Конечно, важно, какую позицию в этих процессах займет конкретный педагог. Сегодня общество предъявляет к нему качественно новые запросы. Значит, нужны новые технологии подготовки работников образования.