- Почему я так думаю? Потому что в школах работают разные люди, и каждый человек - это яркая индивидуальность, - делится со мной размышлениями Зинаида Казакова. - Только не всегда сам педагог понимает, каким потенциалом обладает! И задача руководителя школы - раскрыть его как личность.
Я начала с того, что внимательно стала присматриваться к людям, работающим в моем коллективе, узнавать об их интересах вне стен школы, их хобби. Оказалось, например, что даже преподаватели одного и того же предмета, имея схожие стремления и таланты, раскрывают их по-разному. Так, одна учительница русского языка и литературы умеет сочинять прекрасные стихи. А ее коллега, как оказалось, способна ставить с детьми на сцене великолепные спектакли по произведениям классиков. Моя задача заключалась в том, чтобы подсказать, натолкнуть на идею. Достаточно ведь в доверительной беседе сказать человеку: «Мне кажется, у вас это получится...» В результате первая учительница руководит у нас литературным клубом - дети пишут стихи, издают школьные поэтические альманахи, а вторая создала театральную студию.
Следующим шагом был школьный театр моды «Абстракция». 14 лет назад к нам пришла работать учителем технологии бывшая профессиональная портниха Елена Ивановна Котюкова. Когда на уроках она занималась с девочками различными формами рукоделия, у них стали получаться необыкновенной красоты вещи. Из бесед с учителями я узнала, что в школе есть и другие преподавательницы, увлеченные рукоделием, например, учительница истории у нас прекрасно вяжет крючком. Вслед за своими педагогами активно увлеклись шитьем, вышивкой, вязанием и бисероплетением ученики. Так возникла идея: почему бы не создать в школе своеобразный театр моды, где дети могли бы показывать создаваемые вместе с учителями костюмы?
За 10 лет «Абстракция» представила 45 коллекций. Среди последних - «Гжель», «Хохлома», «Времена года», «Мы - славяне», «Дымковская игрушка» и «Каменный цветок». При этом изучаются и реализуются в костюмах этнические мотивы разных народов. Особенно красочные коллекции посвящены традициям национального костюма Испании, Индии и Египта. Таким образом, театр моды поставил своей целью воспитание эстетического вкуса и уважения к культуре разных народов.
Об уровне мастерства, с которым сделаны костюмы, говорят многочисленные награды «Абстракции» - она лауреат первой степени международного конкурса-фестиваля детско-юношеского творчества «Родники», международного фестиваля национальных культур «Союз нерушимый», в ее коллекции дипломы национального конкурса детских театров моды, а также областных и международных фольклорных фестивалей. «Абстракция» - член Всероссийской ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла» под патронатом модельера Вячеслава Зайцева. Школьный театр моды - непременный участник всех крупных мероприятий в нашем городе, таких как чемпионат по воздухоплаванию, Праздник великолукского образования, День города. Кстати, в городском драматическом театре проходят ежегодные отчетные представления «Абстракции». Театр моды известен и за пределами родного города благодаря гастролям в Пскове, Риге и Витебске.
- Зинаида Ивановна, а кто представляет на подиуме коллекционные костюмы?
- Обычно ученицы шьют костюмы на самих себя. Но если делается коллекция, для показа которой нужны девочки определенного роста или возраста, тогда весь коллектив может участвовать в создании костюма. Одни шьют, другие вышивают, третьи выполняют подсобные работы... В театре моды занимаются дети с 3-го по 11-й класс. У всех разные возможности, поэтому в процессе изготовления коллекций каждый выбирает посильный для себя труд.
В театр моды приходят по желанию. Мы не ведем отбор, не устраиваем кастинги. Сколько пришло человек, столько и принимаем. Сейчас, например, в «Абстракции» занимаются 40 девочек. Дети многому учатся в процессе занятий. Ведь театр моды - это не только создание костюмов и исследовательская деятельность, но и работа над собой: в результате занятий танцами, музыкой, ритмикой появляется грациозность, улучшается осанка.
- Ваша школа действительно имеет теперь свое, не похожее на других лицо. И чтобы убедиться в этом, достаточно просто зайти в нее...
- Приходится думать и о коммуникациях, и о прочих жизненно важных вещах, без которых невозможна работа школы как материального объекта. Но важно помнить, что этот объект наполнен живыми людьми. Мое видение школы таково: это второй дом, где ребенка любят, уважают и в меру строго учат уму-разуму. Здесь должно быть чисто, красиво и уютно. Нужно создать такие условия, чтобы в школу всегда хотелось идти.
- А как это сделать?
- В нашей школе очень много цветов. Стены всех этажей расписаны в разных стилях: первый этаж стилизован под хохлому, второй представляет разнообразие русских пейзажей, третий - это японский стиль: спокойствие и энергетика... Ученики за годы привыкли к красоте, не портят ничего и не пачкают. Когда-то были подобные случаи - давно, вначале... Но ведь за красотой надо следить, над ней нужно работать. Большие стеклянные витрины в рекреациях, где выставлены поделки учеников, многочисленные цветы в вазонах - все так хрупко. Как это сохранить в условиях школы? Для этого у нас действует правило: если кто-то что-то уронил или сломал, он должен сам исправить свою ошибку, например, принести в школу другой цветок взамен сломанного. У нас скамеечки в рекреациях расписные: сами ученики их разрисовывали и на них же отдыхают на переменах - так поднимется ли у них рука испортить скамейку? Это воспитание культуры. И если ее у ребенка нет, если в семье не научили, то он этому в школе учится. Я, например, нарушителя не ругаю, а показываю, что он ранцем цветок придавил, и спрашиваю: «Разве ты не слышишь, что здесь кто-то плачет? Посмотри, это плачет цветок!»
Я люблю красоту во всех ее проявлениях! Живопись, рукоделие, музыку. У нас в школе во время обеда всегда играет красивая музыка. Снимается напряжение. Дети не шумят. То, что посетители видят в нашей школе, пожалуй, для них необычно. Я считаю, нельзя утверждать, что школа должна быть вот такой, и только такой. Это неправильно. Ведь у всех школ характер разный. А главную нашу цель я бы сформулировала так: «Научить видеть мир хорошим».
Сегодня школа должна развивать у детей музыкальную и художественную культуру, потому что родители этого делать во многих случаях не могут. К сожалению, они сейчас заняты зарабатыванием денег. В обществе часто культивируется потребительское отношение к жизни. Его нужно переламывать. Учить детей относиться друг к другу доброжелательно, помогать, ценить прекрасное. Вот взять хотя бы наш театр моды. Кто-то из родителей, может быть, скажет: «Зачем нашему ребенку шить, если мы и так ему все можем купить в магазине?» Но что-то ведь заставляет наших девочек приходить летом, на каникулах, в школу, сидеть в кабинете технологии и работать над будущими костюмами!..
Я считаю, что директор школы должен поддерживать творчески работающих учителей как морально, так и материально. Например, Елена Котюкова через некоторый период работы в школе получила высшее образование, имеет высшую категорию, а сейчас, пройдя курсы повышения квалификации, применяет компьютерные технологии при выполнении проектов театра моды. А учитель истории и обществознания, руководитель научно-исследовательского общества «Ариадна» Елена Петрова получила второе высшее юридическое образование. Кстати, новая система оплаты труда позволяет мне материально поощрять творческих учителей за счет стимулирующей части фонда оплаты труда.
- Насколько я знаю, одно из направлений работы вашего учебного заведения - толстовская школа. Расскажите о ней.
- У нас идет экспериментальная работа по теме «Адаптация модели «Толстовская школа» к условиям учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения». Мы создали детскую организацию «Муравейное братство». Эта маленькая детская страна живет по своим законам и заповедям. В ней дети приобретают навыки совместной деятельности, учатся ценить, любить и уважать человека как личность, друзей, семью, коллектив, культуру народа, свое государство.
В рамках этой работы создан музейно-литературный клуб «Филипок». Кстати, занятия клуба проходят на базе городского управления образования, где есть музей истории образования Великолукского района. Под руководством работников музея и учителя начальных классов Людмилы Гнутовой дети изучают историю образования нашего района и творчество Льва Толстого. Программа клуба разнообразна - от рисунков по детским произведениям Толстого до сочинений, диктантов, изложений и даже математических задач по произведениям классика.
Школа активно сотрудничает с городским Домом творчества, Центром эстетического воспитания, детской музыкальной школой и краеведческим музеем. Ученики посещают после уроков выставки, лектории, кружки. В среднем звене модель толстовской школы реализуется через клубную деятельность, а в старшем добавляется работа в школьных научно-исследовательских обществах.

Великие Луки, Псковская область

Комментарий

Александр ШУЛАЕВ, начальник Управления образования города Великие Луки:

- У пятой школы есть своего рода легенда, связанная с именем Алексея Косыгина. Приехав некогда в наш город и посетив в ходе прочих мероприятий эту школу, председатель Совета министров СССР подарил ей духовой оркестр и почему-то предложил присвоить этому учебному заведению имя Льва Толстого, хотя исторически наш край с биографией этого классика русской литературы никак не связан.
Это неожиданное предложение вспомнилось, когда пять лет назад мы начали разрабатывать в Великих Луках систему имиджевого развития учреждений образования под девизом «Школа не должна быть безымянной». Мы хотели, чтобы каждое учебное заведение имело, как говорит Зинаида Казакова, свое лицо, имело имя. Сейчас у нас в городе есть, например, школа имени Константина Рокоссовского, где развивается военно-патриотическое направление. Есть гимназия имени Софьи Ковалевской. А в школе №5, где традиционно ведется интересная работа в области гуманизации воспитания, межличностного общения и языковой культуры, сама собой создалась концепция развития, связанная с педагогическими взглядами Льва Толстого. Так возникла идея толстовской школы, изучения творческого наследия писателя в рамках общеобразовательной программы и программ допобразования.