Спорт для здоровья, здоровье для спорта
- Я согласен только с первой половиной этого высказывания, - говорит Владислав Чигинцев. - Когда сам учился в школе, мне нравилось заниматься лыжами, борьбой. Как-то подзадержался в тренажерном зале, тренер меня увидел и говорит: «Да ты, братец, тяжелоатлет». И увлек штангой. До сих пор себя корю: профессиональный спорт подрывает здоровье, заставляет организм трудиться на износ и быстро вырабатывать свой ресурс. Ну а спорт для здоровья, в меру, в удовольствие - это, по сути дела, и есть физкультура.
Работаю я в начальной школе. Выбрал себе наиболее трудный и важный «участок борьбы». Хотя государство оценивает начальную школу иначе, платит меньше, чем в среднем и старшем звене. Что такое ученики начальных классов? Это пластилин, из которого можно лепить характер. Научить основным жизненным навыкам, гигиене. Привить любовь к движению, к физической активности. Сформировать понимание, что тело заслуживает уважения, что за ним нужно следить и держать в хорошей форме.
С каждым набором первые классы все тяжелее и тяжелее, в переносном и в прямом смысле. Иногда у меня создается впечатление, что родители, отводя детей в школу, как бы сдают их в «камеру хранения». Им заниматься собственными чадами некогда, и они просто перекладывают на других заботу о них. Дети ждут, что с ними будут нянчиться, но я сразу даю понять: никаких сюси-пуси больше не будет. Да, я белый и пушистый, вы не ошиблись, но когда надо, бываю строгим. И терпеть не могу лентяев и тунеядцев. Физкультура требует усилий, физических и моральных, и это ее замечательное качество: учить быть собранным, не расслабляться! Год проходит, и для многих физкультура становится любимым предметом, даже более популярным, чем английский.
Детей, освобожденных от занятий, у меня практически не бывает. В специальном журнале отмечаю, какие у кого заболевания, да я наизусть их помню. Иногда родители настаивают на полном освобождении от физкультуры. Пытаюсь с ними разговаривать, убеждать. Вот парадокс: при многих недомоганиях движение необходимо, оно лечит, а не калечит, если правильно рассчитано, но родители как будто не понимают этого. Конечно, при астме нагрузки должны быть уменьшены, но они должны быть, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы бег стоит заменить быстрой ходьбой, но не сидением на лавочке и «работой глазами». Бывает, ребенок забегается, заиграется - требуется его вовремя остановить, чтобы чрезмерная активность не навредила. Движение - это жизнь. Даже наше сидяче-компьютерное время данное утверждение не отменило. Другое дело, что движение должно быть регламентировано.

Главное - и победа, и участие
Я не согласен с теми, кто говорит: «Главное не победа, главное - участие», этот лозунг не принимаю. Если ты вступил в игру, должен быть нацелен на победу, и только на победу.
Передал детей в пятый класс не значит, что я их бросил. Вторая часть моей работы - волейбольная секция. Волейбол - самое большое мое увлечение, зацепка, «болезнь», которая, впрочем, помогает не болеть. Занимаюсь им 23 года, сам играю в учительской команде, а детей тренирую порядка 200 человек. Гимназия №2 расположена в двух зданиях, вот и перехожу весь день из одного в другое, с 8 утра до 8 вечера, без выходных. Жена спрашивает, когда дома буду. Отвечаю ей: только летом.
Беру в секцию любых детей, от мала до велика, независимо от роста. Конечно, рад, когда попадаются очень высокие, но это не главное. Отличие школьной секции от детской спортивной школы: у нас нет, как там, ежедневных выматывающих занятий, регулярных игр и обязательных выездов на сборы. И нет «профотбора». Я занимаюсь с теми, кто хочет. Нередко приходят за компанию: за другом или подругой, что ж, и так можно, лишь бы интерес был.
Интерес - серьезный двигатель. Если масса заразится какой-то идеей, целью - все сметет на своем пути. Это качество политики используют, но не во благо. У меня есть несколько юношей и девушек, которые «горят» волейболом. В секцию приходят не просто мячик погонять, понимают, что здесь и думать надо. Литературу изучают, даже телевизор смотрят прицельно, увидят что-то полезное: «Давайте такую обводку попробуем».
На соревнованиях мы нередко встречаемся с профессионалами. Сейчас команды из общеобразовательных школ состязаются с командами ДСШ, раньше нас разделяли. У соперников на спинах написано «Уралочка», их готовят как смену в известный всему миру волейбольный клуб, но мы все равно желаем у них выиграть! Когда против нас выступает команда более сильная по уровню, многое зависит от психологической установки, от того, на какой результат настрой. Если тренер скажет: «Как сыграем, так и сыграем», ребята расслабятся. Если он скажет: «Мы пришли победить», - будут жилы рвать. Иногда и на тактические уловки идешь: «Посмотрите, ваши соперники устали, на ногах не стоят, ну-ка вдох-выдох, прилив сил, и вперед к победе!» Когда мы завоевали третье место в городе после двух профессиональных клубов, это был повод для гордости!
А на победу, традиция у нас такая, я пеку торт. Кулинария - еще одно мое увлечение.

Спорт - это спор
Спорт - это прежде всего спор, буква «т» потом. Спор с другими - за победу, спор с самим собой - за победу над собой, своими недостатками.
Уроки физкультуры сами по себе имеют воспитательную направленность. Здесь выстраиваются отношения мальчиков и девочек. Развивается чувство коллективизма, ответственности. Вот, бывает, ребенок решил сегодня урок физкультуры «задвинуть»: мол, плохо себя чувствует, лучше посидит на лавочке. Моя задача - выгнать этих «тараканов» из его головы. «Саня, у нас эстафета, тебя будет не хватать». Смотришь, надел парень форму.
Отличие учителя от тренера в том, что тренер занимается с детьми одним видом спорта, учитель же - разными: и легкой атлетикой, и гимнастикой, и лыжами-коньками. Каждую осень я провожу турслет. Раньше отправлялись в длительные пешие путешествия. В последние годы выбрали водный вариант. В черте Екатеринбурга есть живописный карьер, там мы проводим соревнования на катамаранах. Сначала - экологический десант, ребята собирают мусор, очищают лес. Затем - конкурс бутербродов (какие только варианты дети не придумывают: и поезд из бутербродов, и плот), конкурс рыбака. Главное событие - туристическая эстафета, в которую входят переправа, веревочная трасса, транспортировка «раненого», подъем на скалы по веревке... Слет очень нравится и ученикам, и педагогам...
В нашей школе работать комфортно. Даже когда не было комфортных материальных условий, существовали добрые отношения, понимание важности предмета со стороны руководства. На наш зал многие претендуют, но директор Татьяна Ильинична Бетчер категорически отказывается сдавать его в аренду: он и у нас востребован до предела. Сотрудники гимназии тоже любят движение и вечерами посещают спортзал: бухгалтеры ходят, два завуча, учителя, некоторые приводят мужей.
Но иногда, если честно, я на педагогов обижаюсь. Когда едем на соревнования, дети пропускают занятия. Слышу: «Опять эти физруки уроки сорвали». Почему же вы так к нам нелояльны, коллеги? Я ваши предметы ценю, радуюсь, когда ваши ученики отличаются на олимпиадах. Мы в прошлом году завоевали десять кубков на районных и городских соревнованиях; это было непросто, но прошло незамеченным в рамках школы. Есть стереотип отношения к урокам физкультуры как второстепенным. Но разве могут быть второстепенными здоровье и воспитание характера?

Екатеринбург, фото автора