...Как только попадаешь на территорию сада, не можешь сдержать восхищения уютным двориком - здесь и свой ботанический мини-сад, и лесная полянка с грибами, и даже фонтан на радость малышам, и, конечно, разнообразные детские площадки с горками и песочницами. Не менее привлекателен 980-й детсад и внутри - просторный актовый зал, где проходят утренники и различные мероприятия, спортзал, изостудия, музей, где собраны как старинные экспонаты, так и современные. Примечательно, что малыши едят не в группах - их здесь 8, - а в небольшом изящно оформленном кафе. Спаленки с двухъярусными кроватками, зато больше простора - есть место, где поиграть с любимыми игрушками или телевизор посмотреть. Между прочим, похожих комнат и спален нет - каждая индивидуальна по дизайну, по цвету. 980-й детсад с 1991 года работает по методике Марии Монтессори, поэтому неудивительно, что здесь такое внимание уделяется созданию развивающей среды, одного из главных принципов этой методики. В каждой комнате здесь, как и положено по Монтессори, пять зон: математическая, языковая, космическая, сенсорная и, конечно, практической жизни. Впрочем, их названия могут быть разными. К примеру, заходим в одну из групп, а там над умывальничками висит симпатичный маленький зонтик.

- Это зона воды, - поясняет заведующая Надежда Георгиевна Борисова. - Здесь ребята учатся не только мыть посуду, но и стирать, получают первые представления о том, что тонет в воде, а что нет...  Самые сильные и яркие впечатления, как известно, мы получаем в детстве, там формируется наше отношение к жизни, самим себе и окружающему миру. Поэтому мы стараемся рассказать в доступной форме малышу о самых важных вещах: как устроен мир и человек, откуда берутся дети. Воспитанию культуры, которая проявляется в мелочах, здесь придают особое значение. Возьмем, к примеру, такой деликатный вопрос, как посещение туалета. Малыши сюда не ходят строем, уже трехлетки знают: если на дверях туалета висят разноцветные бусики, входить нельзя - занято... Кстати, нет здесь и обезличенности, у каждого свое полотенце, принесенное из дому.
 Сегодня, как известно, главная проблема не только для столицы, но и для многих российских городов - нехватка мест в детсадах. Поэтому в группах у Надежды Георгиевны по 30 малышей, всего же 980-й детсад посещают  210 детей. Есть, кстати, и разновозрастные группы, когда вместе и трехлетние дети, и пятилетние, что очень помогает старшим малышам почувствовать себя взрослее и ответственнее, научиться заботиться о меньших. Большое количество детей в группе ничуть не мешает занятиям.
- Во-первых, они делятся на небольшие подгруппы, - поясняет почетный работник образования воспитатель Ирина Владимировна Булгакова. - Главный  наш принцип работы - ребенок делает то, что ему по душе, к примеру, часть детей смотрит мультфильм, часть играет с куклами на полу, а с пятью-шестью малышами мы приступаем к занятиям.
Примечательно, что к школе тут начинают готовиться с трех лет. Однако занятия настолько интересны, что ребята выполняют их с удовольствием, без всякого принуждения.
- Вика, Ваня, садитесь за стол, сейчас будем заниматься с конструктивным треугольником, - предлагает Ирина Владимировна малышам. К ним присоединяются еще трое. Ребятам по пять, пять с небольшим лет.
Малыши складывают из разноцветных треугольников ромбы, повторяя название этой геометрической фигуры. Особенно впечатляет то, что в пять лет некоторые свободно читают,  практически все умеют здесь читать по слогам, писать печатными буквами. Кстати, писать учат... на манке. Если сразу не получилось или буквы вышли слишком кривыми - не страшно. Можно тут же все стереть и попробовать заново. Впрочем, как всегда, девочки более активны и уверены в своих силах. Вика Светова, которой в ноябре будет шесть, уверенно говорит о том, что умеет читать и писать. А вот Ваня Колесников скромничает, и, как потом оказалось, зря. Читает по слогам Ваня очень хорошо, хотя ему только пять.

- А нашему Глебу Морозову вообще всего лишь четыре года, - с гордостью говорит Ирина Владимировна, - а он уже читает...
В общем, родителям наших детей приходится выбирать своим чадам продвинутые школы, - подводит итог нашей беседы воспитатель, - в обычных им просто делать нечего. Вот, к примеру, наш выпускник Витя Баранов пошел в обычную общеобразовательную школу, так его сразу из первого класса перевели в третий. Сказали ему - тебе с первоклашками делать нечего...
Такие результаты - это не просто чудодейственная методика Монтессори, это прежде всего каждодневный кропотливый труд Надежды Георгиевны и ее педколлектива. Кстати, практически все воспитатели имеют высшее образование. Педагоги, работающие по методике Монтессори, прошли стажировки в Голландии и Литве. Сама Надежда Георгиевна была во многих зарубежных дошкольных учреждениях, работающих по методике Монтессори.
- В каждой стране свои особенности, - делится впечатлениями Надежда Георгиевна, - они зависят в первую очередь от национального характера, мы не должны в точности копировать чей-то опыт. К примеру, наши дети не могут без игрушек, которые практически не используются в методике Монтессори, наша главная задача - построить дом, в котором было бы уютно и комфортно всем:  и воспитателям, и, конечно же, детям.
 - Секрет успеха в нашей заведующей, - признается старший воспитатель Вероника Александровна Абысова. - Каждый из нас знает - его здесь поддержат и помогут, нам тут комфортно работать.
- Я всегда говорю своим коллегам: наш детсад - это наше маленькое государство, и только от нас зависит, будет ли в нем хорошо и уютно, - сказала на прощание Надежда Георгиевна. - Только если будем уважать друг друга, решать проблемы сообща, мы сможем научить детей умению жить в коллективе...

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Москва