Мераб Константинович окончил философский факультет МГУ в 1954 году и стал одним из основателей Московского логического кружка, сыгравшего важную роль в восстановлении философской мысли в СССР. Мамардашвили работал в редакции журналов «Вопросы философии», «Проблемы мира и социализма» (издавался в Праге), в научных институтах Москвы. Взгляды Мамардашвили всегда отличала философская и человеческая честность, свобода от каких бы то ни было идеологических рамок. На его лекции на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе и других вольнолюбивых вузах столицы, а также в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону, собирались лучшие представители советской интеллигенции. В 1980-м, будучи доктором философских наук и профессором, он переехал на родину, в Грузию, где работал в Институте философии и читал лекции о Прусте и феноменологии в Университете Тбилиси. Никаких должностей и почетных званий в советской Грузии он не получил. Умер Мамардашвили в 1990 году.

Философствование Мераба Мамардашвили принято называть сократическим, поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя письменного наследия - в основном это магнитофонные записи его лекций и выступлений. После его смерти и распада СССР они были расшифрованы и опубликованы. Довольно непросто понять столь живую философию. Так, Мамардашвили считал, что мысль - уникальная единица сознания, откровение, и не всякий человек может «помыслить» за жизнь хотя бы одну-единственную мысль. Основная тайна бытия, по мнению философа, - это совесть, а ядро философии составляет различение добра и зла. Отличительная особенность человека - его способность к саморазвитию, и философия выступает одним из орудий самоконструирования человека.