В ​свое время система профессионально-технического образования Чечено-Ингушетии была одной из самых сильных на Северном Кавказе. Тогда в республике работало свыше 30 ПТУ. За каждым из них было закреплено базовое предприятие. И как правило, выпускники профтехучилищ без проблем устраивались на работу по специальности. Особенно престижными считались профессии нефтяников, нефтепереработчиков, машиностроителей. После 1991 года налаженная десятилетиями и работавшая с хорошей отдачей структура профессионального образования развалилась. Давно уже нет некогда ведущих предприятий нефтяной, нефтехимической, машиностроительной и других отраслей промышленности. И все же в последние годы сделано очень многое по восстановлению системы профессионального образования: сейчас в республике уже работает 15 профессиональных училищ, где учатся более 9,5 тысячи юношей и девушек. В условиях сегодняшнего дня для восстанавливающейся республики очень важно подготовить рабочие кадры высокой квалификации. Этой стратегической задаче руководство республики, Министерство образования и науки и преподавательский состав уделяют пристальное внимание.
В первые послевоенные годы учреждения профессионального образования республики были нацелены на решение главным образом социальных задач. Профессиональные училища позволили усадить за парты тысячи слонявшихся без дела подростков. Плюс к этому стали одной из форм материальной поддержки малообеспеченных семей. Для многих родителей было очень существенным, что в ПУ учащиеся обеспечены бесплатным питанием и получают стипендию. Хотя сегодня социальная функция ПУ в значительной мере утратила свою актуальность, эти образовательные учреждения по-прежнему популярны среди чеченской молодежи, и ребята охотно идут осваивать специальности.
Основной стратегической линией для развития образования глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров определил обеспечение качества образования и нравственное воспитание молодежи. В учреждениях профобразования активно и плодотворно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи на основе традиций, нравов и обычаев чеченского народа, массовая работа по физическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни.
Во исполнение указа президента Чеченской Республики от 25.09.2008 г. №300 в учреждениях высшего профессионального образования реализуется программа этического образования. В частности, в Чеченском государственном университете и Грозненском государственном нефтяном институте активная работа проводится со студентами, обучающимися по специальности «государственное и муниципальное управление». Наметились положительные тенденции, определяющие перспективы развития нравственного воспитания как приоритетной сферы социальной жизни республики. Обозначился реалистичный подход к осмыслению объективного состояния и сущности воспитательной ситуации в республике. Реализуется комплекс федеральных программ, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В молодежном общественном движении особое место занимают проблемы толерантности, противодействия терроризму, воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, здорового образа жизни, досуга, защиты своих прав.
Проблемы в области духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи требуют их целенаправленного разрешения на основе этнокультурного своеобразия, традиций и обычаев народов, проживающих в республике. Чеченская Республика имеет яркое историческое прошлое и собственные национальные приоритеты в развитии всех сфер социальной жизни. Эти особенности максимально использованы в системе духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи в республике.
В образовательных учреждениях профессионального образования растет число преподавателей, активно занимающихся научными исследованиями, становится больше аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. Создан и активно функционирует Совет молодых ученых и специалистов Чеченской Республики.
В текущем году советом проделана определенная работа, направленная на развитие научно-исследовательской культуры среди молодежного сообщества республики. Так, советом были организованы семинары и «круглые столы», посвященные актуальным проблемам современной науки, в частности, просветительского характера:
    «Методология написания научных работ», 24 мая 2009 г., Грозный;
    «Система поддержки талантливой молодежи: гранты, исследовательские проекты», 9 июня 2009 г., Грозный;
    «Место и роль молодежи в современном обществе», 24 сентября 2009 г., Грозный.
В течение всего года члены совета осуществляли реализацию локального проекта «Информирование молодых ученых специалистов Чеченской Республики об отечественных и зарубежных конференциях, программах, фондах, финансирующих научно-исследовательские проекты».
Также в текущем году сформирован информационный банк данных о молодых ученых и специалистах Чеченской Республики, который должен помочь в дальнейшем при организации различных научных мероприятий.
Членами совета принято активное участие в научных мероприятиях, проходивших как в России, так и за рубежом. Так, совет принял активное участие в подготовке и проведении в Грозном Всероссийской научно-практической конференции «Язык и школа: проблемы билингвизма в образовательной сфере», в 3-й Школе руководителей молодежных объединений, проводимой Российским союзом молодых ученых с участием молодых ученых стран СНГ в Москве, в работе Всероссийского совещания по вопросам поддержки молодых ученых и специалистов «Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в современной России», проходившего на базе Национального ядерного института (МИФИ).
Советом проведен «круглый стол» по проблемам молодых ученых и специалистов с привлечением научной общественности республики.
Члены совета приняли участие в работе 3-го съезда молодых ученых Юга России в Нальчике.
Проблему трудоустройства выпускников, одну из актуальных задач системы профобразования, помогает решать Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики во взаимодействии с правительством ЧР и Министерством образования и науки ЧР, образовательными учреждениями и работодателями. Целью такого взаимодействия является повышение качества образовательных услуг на территории Чеченской Республики, обеспечение согласованных действий на рынке труда и рынке образовательных услуг и в результате обеспечение занятости выпускников. В текущем году в целях координации совместных действий отрабатывается система согласования объемов и профилей профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов для устранения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Так, по поручению заместителя председателя правительства Чеченской Республики - министра финансов Чеченской Республики Э.А.Исаева (от 15.02.2010 г.) Министерством образования и науки проведен мониторинг потребности в рабочих кадрах и определения ряда профессий и специальностей, наиболее востребованных на рынке труда до 2013 года.
Образовательные учреждения регулярно получают через Республиканский координационный центр информацию о положении на рынке труда, профессиях (специальностях), по которым работодатели предусматривают привлечение работников, количестве выпускников образовательных учреждений профессионального образования, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения, и результатах их трудоустройства.
Ежегодно Министерством образования и науки ЧР проводятся республиканские олимпиады профессионального мастерства, где будущие токари, хлеборобы, наладчики, операторы и т. д. имеют возможность проявить творчество, эрудицию в демонстрации азов выбранной профессии.
Особым показателем плодотворной деятельности учреждений профобразования являются итоги участия победителей республиканских конкурсов и олимпиад на всероссийских конкурсах. Так, Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований «Моя страна - моя Россия», проводился в целях привлечения молодежи к решению острых проблем республиканских территорий (сел, районов, городов), как механизм вовлечения молодежи в решение вопросов социально-экономического развития. Организаторы конкурса: Общероссийский союз общественных объединений «Молодежная социально-экономическая инициатива», Межрегиональная общественная организация «Центр социально-экономических инициатив «Мое Отечество» и Центр развития молодежного парламентаризма в России. Авторами лучших работ конкурса и кандидатами на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стали студенты Грозненского государственного нефтяного института и Чеченского государственного университета. Учащиеся профессиональных училищ №№2, 6, 17 и 26 стали призерами номинаций Всероссийского конкурса профессионального мастерства.
С 2005 года Министерством образования и науки ЧР проводится республиканский фестиваль художественного творчества учащихся и студентов под названием «Я вхожу в мир искусства».
Системной стала работа по профилактике наркомании, безнадзорности и правонарушений в учреждениях профессионального образования. Проводится большая пропагандистская работа с учащимися училищ и студентами вузов.

Статфакт

В Чеченской Республике функционируют 3 вуза, 8 учреждений СПО и 15 профессиональных училищ, в них обучаются: НПО - 231 человек, СПО - 8777 человек, ВПО - 31085 человек.

Муслим ИСМАИЛОВ, заместитель министра образования и науки ЧР